Регистрация кандидатов в президенты была главной темой, к которой обращались СМИ при освещении деятельности ЦИКа в прошедшую предвыборную кампанию. И если судить по медиапространству декабря–февраля, самое важное, что сделало ведомство Владимира Чурова в этот ответственный период своей деятельности, – это выдача удостоверения кандидата в президенты Дмитрию Медведеву и снятие с дистанции Михаила Касьянова.
События эти неравноценны, в том числе с точки зрения их подачи в СМИ. Регистрация Медведева изначально воспринималась как процесс сугубо формальный, да и ЦИК лишь создавал информационные поводы для тогда еще кандидата в президенты – неоспоримым главным героем медиасюжетов был все-таки первый вице-премьер. В случае же с Касьяновым ситуация иная. И интрига с его регистрацией сохранялась почти до последнего, и роль, которую СМИ в своих сюжетах отводили ведомству Чурова, была одной из основных.
Так или иначе, но по уровню информвнимания, которое при освещении деятельности ЦИКа уделялось бывшим претендентам на пост главы государства, Касьянов обогнал даже самого Медведева. Причем интерес к отношениям главного организатора президентских выборов с оппозиционным политиком проявило не только либеральное «Эхо Москвы», но и, к примеру, вполне провластная газета «Взгляд».
Однако внимательное наблюдение СМИ за попыткой Касьянова поучаствовать в президентской гонке он сам не смог обратить себе на пользу: характер освещения его кампании в медиапространстве был резко отрицательным. Таким образом, точка зрения экс-премьера на происходящее, согласно которой отказ ЦИКа в его регистрации был заказом властей, не только не восторжествовала, но и оказалась на глубокой периферии информационного пространства.
Примечательно, что не связанные с регистрацией тех или иных кандидатов в президенты сюжеты предвыборной кампании привлекли меньшее внимание СМИ в контексте темы ЦИКа. Одна из причин, очевидно, заключается в том, что большинство из этих сюжетов были отработаны ведомством Чурова и заинтересованными политиками, да и самими СМИ еще в парламентскую кампанию.
К примеру, ни для кого уже не стал откровением отказ представителей ОБСЕ от приезда в Россию для проведения мониторинга выборов. По большому счету все, что можно было сказать насчет взаимоотношений российских властей с иностранными наблюдателями, было сказано еще осенью. Тогда же была во многом исчерпана и скандальность темы.
Вполне рутинно пресса и телевидение отреагировали и на очередную попытку оппозиции подискутировать с ЦИКом о проблеме равного доступа кандидатов в президенты к СМИ – еще один сюжет, ставший традиционным для последних предвыборных кампаний. Не подействовала даже угроза коммунистов привлечь Чурова к уголовной ответственности за игнорирование жалоб оппозиции, в которых приводились данные о доминировании Медведева в медиапространстве.
Однако нельзя сказать, что ЦИК вовсе устранялся от того, чтобы играть активную роль в прошедшую кампанию, или действовал исключительно на автомате. Один из информационных поводов он подал сам, проявив непредсказуемую инициативу – решив разместить на избирательных участках, в открытом доступе для всех желающих проголосовать информацию о полноте поданных ему кандидатами в президенты сведений о доходах и имуществе. Причем единственным, у кого отсутствовали какие-либо прегрешения перед ведомством Чурова, оказался Дмитрий Медведев, что сразу же сделало происходившее для ЦИКа весьма рискованной в имиджевом плане затеей.
Ведь можно поверить в то, что Медведев действительно был единственным из кандидатов, кто предоставил в ЦИК исчерпывающую информацию о своем финансовом состоянии. Равно как не вызывает сомнений и то, что действия организаторов президентской кампании были полностью законными. Но наблюдатели вполне логично заговорили о попытке ведомства Чурова, указавшего избирателям на контраст между законопослушным преемником и его забывчивыми (или, хуже того, не такими честными) противниками, опорочить конкурентов Медведева. А задетые кандидаты принялись опровергать данные ЦИКа и копаться в прошлом ныне избранного президента, находя в нем намеки на то, что и у Медведева с официальными сведениями об имуществе тоже может быть не все чисто. ЦИК же в этой ситуации выглядел обычной прокремлевской структурой, привычно пекущейся об интересах провластного кандидата.
В материале использован обзор СМИ с 10 декабря 2007 года по 27 февраля 2008 года. Данные подготовлены на базе информационно-аналитической системы «Медиалогия» специально для «Независимой газеты».
Участники предвыборной кампании в контексте ЦИКа (использованы сообщения СМИ, в которых один из претендентов и ЦИК одновременно являются главными объектами) | ||||||
Объект | Всего сообщений СМИ | Кол-во конфликтных сообщений, | в которых объект играет главную роль | Сообщений негативного характера | Сообщений позитивного характера | Сообщений с прямой речью |
КАСЬЯНОВ Михаил Михайлович | 1519 | 447 | 1519 | 795 | 51 | 423 |
МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич | 1116 | 35 | 1116 | 19 | 329 | 157 |
БОГДАНОВ Андрей Владимирович | 550 | 32 | 550 | 42 | 126 | 115 |
ЗЮГАНОВ Геннадий Андреевич | 546 | 40 | 546 | 51 | 126 | 101 |
ЖИРИНОВСКИЙ Владимир Вольфович | 535 | 33 | 535 | 47 | 130 | 74 |