Похоже, старый анекдот о Гондурасе в наши дни начал приобретать большую актуальность. Ну, помните, когда муж, отвлекшись на секунду от просмотра внешнеполитической передачи, сообщает жене, что меня, мол, в последнее время сильно беспокоит Гондурас. А та, оторвавшись от просмотра женского журнала, отвечает: а ты его не чеши, он сам и пройдет. Так вот и теперь всех очень волнует одна проблема, кто – Медведев или Путин – после мая будет главным у нас в стране. Но самое неприятное здесь то, что сам Путин не отвечает вопрошающим, как та жена, коротко и ясно, а специально говорит многозначительные фразы. И всем становится обидно, что вот он явно кое-что уже придумал, однако, как всегда, до самого последнего момента никому ничего не скажет.
И хотя с главной загадкой (ГЗ) современности публично носится вроде бы только пресса, что и продемонстрировала намедни рекордная путинская «что, где, когда», на самом деле СМИ в этом случае действуют исключительно по заказу. Ведь правильный ответ (ПО) на нее уже сейчас, похоже, не отказались бы узнать все: и министры, и чиновники, и депутаты, и сенаторы, и бизнесмены, и бюджетники, и так далее, и тому подобное. По слухам, которые, как это и положено, придумываются в одном месте, но распространяются разными путями, даже ближайшее окружение без двух месяцев второго президента Российской Федерации хотело бы точно знать, что будет дальше, каким богам молиться и прочие тонкости и подробности. Но прямо спросить у шефа обо всем оно не может, вот и поручает верным представителям медийного братства попытать президента – вдруг проговорится. Они и попытали, однако президент так ничего и не сказал. Вернее, сказал-то он очень много, но ясности от этого нисколько не прибавилось.
И поскольку тех, кто вдумчиво и терпеливо прослушал или просмотрел в прямом эфире пресс-конференцию национального лидера (на это нужно было потратить аж четыре часа сорок минут самого что ни на есть рабочего времени), неизмеримо меньше числа непосвященных в планы Путина, тезисно перечислим все то, что он «натемнил» в своих разнообразных ответах на один и тот же вопрос. Во-первых, несколько раз Путин заявил, что хотя президентом скоро будет не он, но право высказывать свое мнение он за собой намерен оставить. Хотя после Михаила Касьянова про премьеров, выступающих с собственным мнением, в России никто не слышал. Во-вторых, Путин тем не менее несколько раз подчеркнул, что подменять президента Медведева, вмешиваться в его полномочия он не собирается. С другой стороны, и это – в-третьих, неоднократно отметив высокий профессионализм наследника, завещатель все-таки напомнил, что сам-то он никогда не отказывался выслушать мнение Бориса Ельцина. А в-четвертых, сначала объяснив непонятливым, что, оказывается, глава государства в России имеет свои полномочия, глава правительства – свои, Путин вдруг пообещал, что они с Медведевым придумают, как их распределить и как при этом будут выстроены их личные отношения. Он дал понять, что никаких проблем здесь он не ожидает. И все-таки, в-пятых, он не стал отрицать, что по межличностным отношениям Путина и Медведева как раз и станут наносить свои удары враги проводимого курса и «все время будут попытки найти какие-то различия в наших подходах». Причем нынешний президент и не скрывает, что со своим преемником они складывают уникальную конструкцию власти, в России доселе невиданную, когда многолетний начальник уступает место своему столь же многолетнему подчиненному. Это в-шестых. И, наконец, в-седьмых, Владимир Путин все-таки отказывается вешать портрет Дмитрия Медведева в своем будущем кабинете, заявляя, что «у нас достаточно других средств выстраивания отношений, которые позволили бы нам эффективно работать над решением общих задач по развитию страны». Что особенно интересно: эти слова были произнесены Путиным сразу же после продолжительных рассуждений о том, что для России образ президента – это госсимвол из одного ряда с гербом, флагом и гимном. Понятно, что здесь явно имелся в виду вовсе не Медведев.
Через несколько дней, когда ГЗ, «переварив» так ничего и не прояснившие подсказки Путина от 14 февраля, снова поднялась во весь рост, пришлось все-таки отправляться в поход за слухами. Ну, в Кремль, на Старую площадь или Краснопресненскую набережную заглядывать было бессмысленно – там сейчас все заняты наблюдением за ходом ремонта кабинетов нынешних и будущих руководителей страны. Правда, не оказалось большого смысла и в прогулке по Большой Дмитровке между двумя палатами. Потому что в верхней и в обычные-то дни никого особо не встретишь, а в нынешнее тревожное время и подавно. А вот в нижней народ пока еще суетится – но в основном из-за забот о собственном жизнеустройстве. И хотя слова «Медведев» и «Путин» явно действуют на депутатов как антидепрессанты, получить вам от них каких-то осмысленных размышлений все равно не удастся. Один смелый думец, впрочем, рассказал анекдот о том, как президент Медведев критикует премьера Путина за плохое выполнение плана, а когда тот спрашивает: какого, мол, еще плана, отвечает ему: а ты, типа, что, сам не знаешь, какого. Анекдотчик, правда, тут же убежал и заблокировал свой мобильник, хотя вроде бы и числится в оппозиционной фракции. Единороссы же вообще ходят, как японцы, – всё слушают, ничего не говорят и только улыбаются радостно.
Злые языки, конечно, утверждают, что думцев ГЗ вообще особо не занимает, потому что они уже давно знают: руководит ими, причем без разбору фракционной принадлежности, Владислав Сурков. Поэтому решение вопроса, кто же будет руководить Сурковым, они оставляют на его усмотрение. Что же касается ПО на ГЗ, то он им, может быть, и интересен – но лишь в плане повышения общей эрудиции, а не в каких-то меркантильных целях. Наши же собеседники, достоверно знающие о том, что в ближайшем окружении высокопоставленных лиц имеются прекрасно информированные источники, уверяют: более серьезное внимание медведи сейчас обращают на ожидающий их уже в ближайшее время пиар-тупик. Ведь раньше, в блаженные времена Фрадкова, было как: президент был превосходен – всегда, а правительство – когда как. Тут все зависело от того, какое министерство конкретно имелось в виду. Минфин, например, никто из единороссов, как правило, трогать не смел. Да и самого премьера так ни разу в Думу и не вызвали. МЭРТ, в общем-то, тоже являлся туда в основном по собственному желанию. Но зато каких-нибудь Зурабова или Яковлева ЕР «полоскала» на каждом углу. Потом случилось правительство Зубкова, представляя кандидатуру которого, напомним, спикер Думы просто светился от счастья. И там-то, судя по всему, фигур для разрешенной критики вообще не наблюдалось. И теперь депутаты крепко задумались, а как же им работать с будущим новым правительством?.. Президента Медведева ругать, естественно, будет нельзя, премьера Путина, однозначно, тоже. Может быть, губернаторов? Но ведь они все свои. Муниципальные власти? Ну это просто смешно. Есть, правда, один такой слушок, что национальный лидер-де не бросит в беде своих медвежат, придумает им выход для их пропагандистского пара. Принесли эту новость слухоляпы со Старой площади: мол, структуру правительства Путина предлагается сделать столь замысловатой, что здесь каждый найдет себе любимого врага. Например, говорят, что на отдельные высокие посты посадят людей, взятых из рядов ведущих политических партий страны. Так что единороссы, к примеру, смогут ругать замглавы кабинета от «Справедливой России», а эсэры, в свою очередь, вице-премьера от ЕР. ЛДПР же будет позволено нападать на всех зампредов и министров подряд – кроме председателя этого большого Совнаркома. Ну а коммунистам все-таки оставят их нынешнее право отрицать весь режим в целом.
И напоследок рецепт от одного из ведущих шеф-поваров кремлевской кухни. Чтобы получить ПО на ГЗ, он советует всего лишь узнать страшную тайну федерального бюджета на 2008 год – сколько государственных денег выделяется на закупку портретов руководителя страны. Если небольшие копейки, то значит, картинки с Путиным никто менять в своих кабинетах не станет, а следовательно, он и остается в России главным. Если денег выделено много, но не чрезмерно, то это означает, что Медведева все-таки будут внедрять, а стало быть, во всяком случае, считаться главным будет уже он. Ну а если бюджетные ассигнования выписаны огромные, то, похоже, в кабинетах будет предписано развешивать по два портрета: новый – Медведева и обновленный – Путина. Но тогда на самом деле главная загадка, судя по всему, так и останется неразгаданной.