Скорый уход Путина с поста главы государства и предвыборная кампания его преемника, по идее, должны были стать факторами спада медиаинтереса к действующему президенту и существенному росту внимания СМИ к другим темам – например, к предвыборной кампании. Однако Путин, как и год назад (да и, пожалуй, практически все время своего президентства), по-прежнему несменяемый и недосягаемый лидер информационного пространства.
Характер информационных поводов, связанных с фигурой главы государства, по большому счету, не изменился. Российские СМИ все так же чутко реагируют на все действия президента как на внутренней, так и на международной арене. По временам, вероятно, излишне чутко: примечательно, что главной темой начала текущего года стал визит Путина в Болгарию (340 сообщений) – событие, безусловно, нерядовое, вопрос лишь в том, настолько ли оно важно, чтобы уделять ему такое внимание. Удивительно, но, к примеру, выступление президента на Госсовете получило меньший резонанс в СМИ (250 сообщений).
Однако нельзя сказать, что специфика текущего политического момента не находит отражения в информационном пространстве – избирательная гонка все же сказывается на СМИ. К примеру, еще год назад Путин и его на тот момент еще потенциальный преемник Дмитрий Медведев существовали в медиасреде в основном словно в параллельных мирах, соприкасавшихся, по сути, лишь на время совещаний и докладов у президента. Сейчас складывается уже иная картина: на смену независимому друг от друга медиасуществованию первых лиц страны все чаще приходит ситуация, в которой глава государства и первый вице-премьер становятся едва ли не равноправными героями одних и тех же информационных сюжетов.
Вот, к примеру, Путин и Медведев вместе посещают федеральный центр медицинских технологий в Пензе, чему СМИ посвящают сразу 150 информационных сообщений. Да и в Болгарию, не стоит забывать, Путин летал со своим протеже. Все чаще как бы ненароком оказываясь вместе, Путин и Медведев наглядно демонстрируют в СМИ единство главы государства и его будущего сменщика – старый и незамысловатый предвыборный прием, без которого показать избирателю открытую поддержку Медведева президентом явно было бы затруднительно.
СМИ, впрочем, активно выстраивают образ Медведева и как самостоятельного политика. При этом по-прежнему делая ставку на официозные информационные поводы, отрабатывая которые, преемник выглядит таким же не имеющим собственного лица бюрократом, как и ранее. Непонятно, то ли это сознательная стратегия пиар-команды преемника, то ли Медведев пока сам не готов раскрыться.
В результате имиджу преемника все так же остро не хватает харизмы и ярких индивидуальных черт. Складывается ощущение, что присутствие Медведева в СМИ, которое и ранее было заметным, просто механически увеличено еще больше. И что это – практически единственное, что изменилось в пиар-кампании первого вице-премьера с началом избирательной гонки по сравнению с тем периодом, когда Медведев занимался публичной политикой еще в статусе потенциального преемника.
На фоне доминирования в информационном поле сюжетов о Путине и Медведеве примечательны несколько политических тем совершенно иного плана, не имеющего прямого отношения ни к действующему президенту, ни к предвыборной кампании. И если разрекламированное СМИ повышение зарплат и пенсий (300 сообщений) еще можно отнести к неявным элементам президентской гонки, то медиаинтерес к выборам в Грузии и Сербии имеет уже вполне самостоятельное и весьма примечательное значение. Ведь оба эти события привлекали внимание СМИ не только в силу их значения для внешнеполитического курса Кремля. Они просто интересны – как сами по себе, так и в контрасте с довольно скучной и предсказуемой внутриполитической ситуацией, в которой редко когда находят себе место интриги или неожиданные сюжетные повороты. Кстати, ровно год назад в российских СМИ активно обсуждалась новая стратегия США в Ираке и выступление Джорджа Буша перед конгрессом. Скорее всего во многом по тем же причинам.
В материале использован обзор СМИ с 1 января по 11 февраля 2008 года. Данные подготовлены на базе информационно-аналитической системы «Медиалогия» специально для «Независимой газеты».
Основные темы информационного поля в начале года | |
---|---|
Событие | Кол-во сообщений |
Визит Владимира Путина в Болгарию | 340 |
Правительство поддержало повышение пенсий и зарплат бюджетникам | 300 |
Выступление Владимира Путина на заседании Госсовета | 250 |
Дмитрий Медведев зарегистрирован кандидатом в президенты. Дмитрий Медведев выступил на Всероссийском гражданском форуме | 200 |
В Грузии на досрочных президентских выборах 5 января одержал победу экс-президент Михаил Саакашвили | 170 |
Владимир Путин и Дмитрий Медведев посетили Пензу | 150 |
Дмитрий Медведев принял участие в первом Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей в Краснодаре | 130 |
Дмитрий Медведев провел в Воронеже совещание по социальным проблемам армии | 120 |
Рабочая поездка Дмитрия Медведева по Уральскому округу | 105 |
Президентские выборы в Сербии выиграл демократ Борис Тадич | 100 |
В Сербии в первом туре президентских выборов Томислав Николич опередил действующего президента Бориса Тадича | 70 |