0
1669
Газета НГ-Политика Интернет-версия

19.02.2008 00:00:00

Как повышали явку на выборах в Госдуму РФ


Президентская избирательная кампания в нынешнем году проходит под одним девизом: «Явку давай!» Ведь если избиратели и даже сами кандидаты не сомневаются в результате голосования, единственное, что остается власти, – обеспечить массовость выборов и таким образом придать им максимальную легитимность. Глава ЦИК РФ Владимир Чуров в начале избирательной гонки заявил, что средний европейский уровень явки составляет 60% и Россия будет стремиться к этому показателю. Тем не менее пока российские избиратели сознательны не по-чуровски, а потому в декабре 2007 года к урнам их пришлось привлекать давно известными методиками: кнутом и пряником.

Что касается репрессивных мер, то они по большому счету были одинаковы во всех регионах. В первую очередь – это давление на студентов, работников бюджетной сферы и сотрудников крупных предприятий со стороны начальства. Некоторые иркутские бюджетники, например, жаловались, что на избирательных участках им раздавали «письма благодарности», которые начальство заставляло предъявлять после голосования. По сообщениям из Томска, Екатеринбурга, Челябинска, студентов (чтобы было понятно, что те побывали на участке) мобильным телефоном заставляли фотографировать паспорт вместе с бюллетенем.

Еще один способ повышения явки был связан с использованием открепительных удостоверений: в Москве, Твери, Приморье курсантов, госслужащих и студентов заставляли получать открепительные по месту прописки и затем организованно волеизъявляться на определенных участках под контролем начальства. Кстати, чем завершились расследования всех этих скандальных случаев, пока так и неизвестно...

Если кнут во всех регионах был одинаков, то вкус и цвет приготовленных для избирателей пряников были разными. Кроме традиционных подарков для тех, кто голосует впервые, региональные избиркомы иногда придумывали очень необычные «завлекалки» для электората.

В Красноярске для повышения явки фракция ЕР в Законодательном собрании предложила проект «Народный бюджет», в ходе которого в день выборов рядом с избирательными участками проводился опрос: жители края из списка объектов могли выбрать самые первоочередные, на которые надо будет потратить бюджетные средства. Строят ли теперь именно эти объекты, так и неясно.

В Санкт-Петербурге накануне выборов многие петербуржцы нашли в своих почтовых ящиках приглашения на лотерею «Счастливая десятка». Регистрация участников, как было сказано в приглашениях, проходила прямо на избирательных участках. В бюллетенях под номером десять, кстати, значилась «Единая Россия», а по закону на избирательных участках запрещено проведение лотерей или розыгрышей, каким-либо образом связанных с выборами. На днях губернатор Санкт-Петербурга на одном из выездных совещаний продемонстрировала креативный подход к привлечению электората на участки. Валентина Матвиенко наказала руководству Товарищества собственников жилья отчитаться о результатах явки после выборов в марте: «Выборы президента РФ очень важны, вы мне потом доложите, сколько процентов у вас проголосовало». А затем многозначительно пошутила: «А не проголосуют – вы, как руководитель ТСЖ, отключите свет, газ и воду».

В Приморье для того, чтобы заманить избирателей на выборы, нестандартные уловки применялись еще более активно. Операторы сотовой связи привлекали молодых людей к выборам бесплатными пакетами «мобильных разговоров». По дорогам Владивостока с табличками «Подвези на выборы» стояли полсотни симпатичных девушек: красотки просили водителей остановившихся машин за символический подарок (ароматизатор для автомобиля или брелок) проехать с ними на избирательный участок и проголосовать.

В Калининграде на выборы жителей собирал телеведущий Леонид Якубович, который летал над областным центром и областью на самолете Ан-2 с прикрепленным к хвосту самолета призывом прийти на голосование. А в Чите и Омске приманка располагалась непосредственно на участках – там избирателям предлагали пройти бесплатный осмотр у гинеколога или уролога. В Кемерове на некоторых избирательных участках организовывали дегустации сыров и спиртных напитков. Наливали, правда, не более 100 грамм на человека.

На фоне всех этих уловок нижегородское областное правительство, которое на избирательных участках организовало специальные юридические консультации для граждан по вопросам соцзащиты, выглядело несколько уныло.

Тем не менее нельзя сказать, насколько действенна методика пряника. В северокавказских республиках, откуда не поступало сведений о вспышках креатива в местных избиркомах, 2 декабря 2007 года явка избирателей была отмечена действительно рекордная. На участки в Чечне пришли 99,2% избирателей, в Кабардино-Балкарии – 94%, в Карачаево-Черкесии – 92,4%, в Ингушетии – 92%, в Дагестане – 84%.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1701
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3662
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2712
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2216

Другие новости