– Алексей Алексеевич, с чем, по-вашему, связаны попытки региональных парламентов выдвинуть какое-нибудь громкое предложение, по идее, не входящее в их компетенцию?
– После изменения системы рекрутирования губернаторов, то есть отмены выборов глав регионов и перехода к их назначаемости, местные парламенты получили действительно хороший политический статус. Ведь теперь они утверждают или не утверждают представления президента. А потому парламентарии неизбежно должны были заиметь или еще более укрепить определенные политически завышенные амбиции. Прежде Законодательные собрания представляли из себя просто, скажем так, штабы в поддержку действующего губернатора. Но теперь центр политического влияния переместился в парламенты, и это повышение политического статуса сыграло с депутатами злую шутку – они вынуждены самоутверждаться всеми средствами. Это выражается в самых различных формах, и, в частности, парламентарии нередко выдвигают различные оригинальные идеи – о переименованиях, общественной нравственности, третьем сроке и т.д.
– Принцип формирования законодательных органов власти теперь тоже изменился. Четкое деление региональных парламентов по партийному признаку приведет к уменьшению или увеличению громких депутатских инициатив?
– Я думаю, инициатив, и не всегда дельных, станет больше. Потому что партии, которые проходят в местный парламент, заинтересованы в повышении внимания к собственной деятельности. Причем не просто федеральной партии, а ее конкретного регионального отделения. Ведь электоральные симпатии населения опять выходят на первый план, и партийцы снова вынуждены напоминать о себе жителям самыми разными способами. В том числе и весьма оригинальными и экстравагантными.
– Многие громкие предложения региональных парламентов касались переустройства властной структуры России. Может ли федеральный Центр через региональные парламенты продвигать нужные ему инициативы, выдавая их за глас народа?
– Федеральный Центр прекрасно знает, что и как ему продавливать и продвигать, и, похоже, региональные Заксобрания – это не лучший способ продвижения инициатив «снизу». Судя по тому, как негативно отреагировал федеральный Центр на многие предложения «с мест», эти идеи были как раз попыткой провинциальных депутатов избавиться от тех комплексов, о которых я сказал чуть раньше. Кто бы говорил о парламенте Кировской или Тверской области, если бы они не вышли со своими громкими инициативами? Кто написал бы о них в федеральной прессе? Так что инициативы из регионов – это не всегда идеи, продвигаемые с подачи Центра. Чаще мы имеем место, с одной стороны, с проявлением крайней формы верноподданничества, а с другой – с поиском пиар-средств, для того чтобы получить федеральную известность.