0
1214
Газета НГ-Политика Интернет-версия

05.02.2008 00:00:00

Самоуправление без самовнушения

Аркадий Любарев

Об авторе: Аркадий Ефимович Любарев - начальник сектора мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов, кандидат юридических наук.

Тэги: самоуправление, выборы, власть, москва


Местное самоуправление – это власть, наиболее приближенная к гражданам. Так в теории. Но в российской действительности все сложнее. Почти повсеместно интерес граждан к муниципальным выборам слабее, чем к выборам федеральным, да и региональным. Иногда значительно слабее.

Даже на выборах глав муниципальных образований достаточно часто явка оказывается ниже 40%. Если же проводятся только выборы муниципальных депутатов, то активность избирателей может быть значительно ниже. В качестве анекдотичного примера можно вспомнить случай, произошедший 11 марта прошлого года в одном из сел Курганской области, где на избирательный участок пришли всего два избирателя – сам кандидат и его приятель. Однако в процентном отношении этот казус нельзя считать рекордом, поскольку в том округе числились около 30 избирателей, а значит, явка составила 6 или 7%. А, например, 2 сентября того же года в одном из избирательных округов муниципального округа «Звездное» Санкт-Петербурга активность избирателей составила 0,9%.

Почему у граждан такое отношение к муниципальной власти? К сожалению, интереса социологов к этой проблеме не наблюдается. Но в целом ответ напрашивается: люди понимают или просто чувствуют, что у этой власти нет возможности решать их проблемы, что она лишена необходимых полномочий и финансовых ресурсов.

С введением «единых избирательных дней» муниципальные выборы стали гораздо чаще совмещаться с федеральными или региональными. В результате активность избирателей на этих выборах искусственно подтягивается до более высокого уровня, то есть до 50–70%. При кажущейся привлекательности такого результата совмещение выборов порождает массу серьезных проблем.

Во-первых, половина, а иногда и более избирателей, пришедших на избирательные участки, не пошли бы голосовать, если бы проводились только муниципальные выборы. Многие из них об этих выборах даже не слышали и лишь на участке с удивлением обнаруживают, что им нужно голосовать еще и за муниципальных кандидатов. Понятно, что их выбор в таких обстоятельствах оказывается практически случайным.

Во-вторых, при совмещении выборов значительная часть информационных ресурсов отдается выборам более высокого уровня, и до избирателя доходит еще меньше информации о кандидатах, баллотирующихся в органы местного самоуправления. Но даже если информация и доходит – у избирателя есть порог восприятия, а поскольку приоритетом для него являются федеральные выборы, то на муниципальные внимания уже не остается.

В-третьих, совмещение выборов увеличивает нагрузку на избирательные комиссии, особенно на стадии подсчета голосов. А поскольку закон обязывает в этом случае сначала считать голоса по федеральным выборам и только потом – по региональным и муниципальным, но трудно оценить, насколько точно и честно будет проведен подсчет по последним – в условиях, когда смертельно устали и члены комиссии, и наблюдатели (тем более что и наблюдателей обычно больше интересуют результаты федеральных выборов).

Со всеми этими проблемами придется столкнуться на муниципальных выборах, которые пройдут 2 марта этого года одновременно с президентскими.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге местное самоуправление – самое бессильное. Оба города являются субъектами Российской Федерации, и городская власть в них имеет статус региональной власти, а местное самоуправление осуществляется на уровне «внутригородских территорий». В Москве таких муниципальных образований – 125, их территории в основном совпадают с территорией районов. В среднем в одном районе 50–60 тыс. избирателей, но реально они очень разные: есть район Молжаниновский, где пока еще две тысячи избирателей, а в районе Марьино уже более 150 тыс. (уровень среднего города). К тому же серьезной проблемой является разобщенность жителей мегаполисов. Если в маленьких городах практически все друг друга знают и потому на муниципальных выборах голосуют достаточно осознанно, то в крупных значительная часть жителей живут в одном районе, работают в другом, делают многие покупки в третьем, а развлекаются в четвертом.

Московские власти добились права оставить у себя большую часть полномочий, которые в других городах имеют статус муниципальных: вопросы благоустройства, размещения предприятий мелкорозничной торговли и бытового обслуживания и ряд других гораздо эффективнее решать на районном уровне, но город все это забрал себе. В результате объем полномочий московских муниципалитетов ничтожен, и большая часть их бюджетов уходит на зарплату муниципальных чиновников.

Однако даже в этих условиях выборы муниципальных депутатов в Москве становятся ареной острой борьбы. Предыдущие муниципальные выборы в Москве, прошедшие в марте 2004 года, и повторные выборы, проходившие в мае того же года, сопровождались огромным числом скандалов, связанных как с недопуском на выборы значительного числа кандидатов, представлявших районный актив, так и с прямыми фальсификациями. Не случайно вице-премьер правительства Москвы Анатолий Петров после выборов с удовлетворением докладывал Московской городской Думе о том, что «у нас на севере из трех мятежных муниципалитетов все три потерпели поражение».

На муниципальных выборах (в том числе в Москве) часто используются многомандатные избирательные округа, что обычно оправданно. Но в условиях недостатка информации о кандидатах (что усугубляется при совмещении выборов) многомандатные округа, в которых у избирателя столько голосов, сколько в округе мандатов, дают дополнительные преимущества ставленникам власти и крупным партиям, которые могут вести агитацию сразу за блок своих кандидатов. И хотя муниципальные выборы обычно наименее политизированы, сегодня «Единая Россия» и здесь имеет возможность закрепить свое монопольное положение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1430
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
2394
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1420
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1521

Другие новости