Международные наблюдатели безбоязненно едут в Россию, потому что знают: это все-таки не Северная Корея.
Иллюстрация Юлии Мироновой
Нос свой не суйте. И нам не мешайте!
В России для приема наблюдателей из-за рубежа все готово. Выстроены пригодные и безопасные кандидаты – фиктивные конкуренты преемнику. Выброшен за борт, в общем, безобидный, хотя и раздражающий Касьянов. Оппозиции просто-напросто нет. На всякий пожарный заготовлена пара скандальчиков – куда ж без них! Даже не схвачено, а захвачено телевидение. Да и зачем оно, если у главного кандидата нет времени для теледебатов. И то правда: вдруг Жириновский возьмет да и ляпнет несуразный вопрос.
И все это не говоря уже о том, что закон о выборах вообще исключает возможность для выражения серьезного несогласия.
Наконец, и на Чукотке, и в б. Ленинграде (да и в Страсбурге пополам с Брюсселем) все хорошо знают, кто победит.
Так какого черта едут наблюдатели в Россию? А вот какого.
Во-первых, потому что их пригласили. Ведь если совсем не ехать, то потом могут и сказать: вас-де, звали, приглашали. Чего ж теперь ругаетесь?!
Во-вторых – как бы по инерции. Россия пока еще не Северная Корея. Это – постсоветская часть суши, обещавшая быть демократической, хотя таковой и не ставшая. Но кто ее знает? Может, и одумаются когда-нибудь. Есть же у них┘ этот, как его, Чубайс. Да и Греф есть. Как когда-то Касьянов был.
В-третьих, теплится некая неразумная надежда, что Медведев все-таки не бывший подполковник. А вдруг он станет если не «нью-Горбачевым», то уж, во всяком случае, «пост-Путиным»? (Рискну, ох, рискну сравнить надежды эти с надеждами на Андропова, восхищавшего европейцев своей симпатией к «Таганке».)
В-четвертых – а это совсем противоречит тому, что во-вторых и в-третьих, – съездить надо, чтобы ткнуть носом, объяснить, что нечего, дескать, соваться с авторитарным рылом в европейский калашный ряд.
А зачем России эти наблюдатели?
Во-первых, потому, что вопреки всему ОМОНу и суверенной демократии хочется выглядеть нормальным. Причем не только в глазах Европы, но даже в зеркале. Ведь, несмотря на убогую евразийскую самобытность, неприятно быть, как Ким Чен Ир.
Во-вторых, коль охота им (наблюдателям), то поищите-ка у нас формальные нарушения демократии. Когда мы выстраивали и таки выстроили вертикаль власти, вас тут не стояло. Теперь у нас тишь да гладь. Просим засвидетельствовать.
Конечно, мы знаем, что вы знаете: наши выборы полная туфта. Ну и что, простите.
В-третьих, полюбуйтесь, большинство и в самом деле проголосуют за Медведева. Не за Жириновского же голосовать. От одного из претендентов – просто тошнит. Так что третий российский президент будет легитимным.
А кстати, он и в самом деле будет легитимным.
Турнир «Кремль – наблюдатели» напоминает игру в поддавки, оба участника которой и выиграют, и проиграют. Зато обе стороны еще раз обретут полное взаимопонимание и в конце концов выпьют на брудершафт. Тем более что главные события в России развернутся уже после мартовской президентской «разминки», когда усталые, но довольные наблюдатели разбредутся по своим европам.
А пока, ю ар вэлком, господа.