Что касается политических устремлений молодежи, то сейчас происходит довольно любопытный процесс, который только наметился, и в каком направлении он пойдет, пока сказать сложно. Если в 90-е поколение молодых было вообще аполитично и полностью погружено в сферу своих частных интересов, то с начала 2000-х стала все больше появляться и укрепляться иная молодежная ориентация – появились молодые люди, отличающиеся высоким уровнем политической активности. И в отличие от стереотипного представления о молодежи как о бунтарях эти молодые активные люди хотят встроиться в систему, хотя в молодежной среде всегда есть и анархисты, и НБП, и все кто угодно. Но когда наша либеральная пресса начинает говорить, например, что движение «Наши» – это чуть ли не фашиствующие молодчики, то это неправда. Это ребята, которым до 30 и которым присущи и честолюбие, и желание гордиться своей страной, идентифицировать себя с ней. Ими движут именно позитивные ощущения, когда они присоединяются к какому-либо движению. Мы специально проводили фокус-группы среди тех, кто входит в различные молодежные движения: «Наши», «Молодая гвардия», молодежное «Яблоко», пытаясь понять, как они видят политическое будущее страны. И вот что интересно. У тех, кому 30 и более, то есть у поколения, чье детство пришлось на перестройку и первые постсоветские годы, – достаточно размытое, хаотичное представление о будущем. И если собственные горизонты, несмотря ни на что, им кажутся светлыми и прекрасными, то перспективы страны они либо не видят, либо видят достаточно пессимистично. Чего не сказать о более молодых: их можно назвать карьеристами в хорошем смысле слова, они хотят встроиться в систему и делают это осознанно.
Полагаю, что последние политические события могут оказать на молодежь серьезное воздействие. Приход Медведева на президентский пост, если он состоится, может привести к серьезному омоложению властных структур. Этот сценарий вырисовывается и в исследовании, проведенном нами по заказу Иноцентра. В случае если верхнюю ступеньку в системе российской власти займет именно Медведев, мы видим возможность серьезных кадровых изменений, связанных с тем, что вместе с ним придет когорта 30–40-летних, у которых появляется шанс встроиться в новую политическую ситуацию, шанс, который был бы не очень велик при ином властном раскладе. Причем к таким выводам пришли как московские, так и региональные исследователи.
Вообще персонифицированность – главная черта российской политики, и образ страны во многом окрашивается образом первого лица. Естественно, что в персонифицированной системе власти политики стараются окружать себя сотрудниками, которые им ближе не только по принципу лояльности, но и по принципу общего опыта.
42-летний Медведев принадлежит к поколению, получившему другое образование и воспитание, чем нынешний президент и его ровесники. И дело даже не только в том, из какой семьи он вышел и сколько языков знает. Вся атмосфера, в которой он строил карьеру в 90-е, наложила на него определенный отпечаток. К тому же это человек, который много поездил по миру. И не случайно его называют человеком с либеральными убеждениями. Его уж точно нельзя отнести к той части чиновников с опытом советского периода с их закрытой ментальной системой, характерной для большинства людей старшего поколения.
Что еще крайне важно, поколение Медведева – это люди более высокого технического уровня подготовки. Да и он сам постоянно подчеркивает, что он с компьютером на «ты». И в случае его президентства это будет руководитель, которому нельзя взять и просто так принести отфильтрованную его помощниками информацию. Он всегда сможет ее проверить в интернете. Это очень важный момент, когда во главе руководства страной стоит человек, владеющий современными технологиями управления и принятия решений, имеющий доступ к информации помимо той, что ему положат на стол.
И в том, кто из людей этого поколения придет во власть, есть свои плюсы и минусы. Да, у них, может быть, не было такого опыта и навыков организационного поведения, которые давали комсомол и партия, но зато у них более широкий взгляд на мир и лучшее понимание того, что за вызовы сегодня стоят перед страной и миром. Это люди более состоявшиеся, они как поколение уже состоялись в сфере бизнеса, например. Но до сих пор их присутствие во власти носило единичный характер, не они играли первую скрипку. Солировали последние восемь лет те, кому 50 и старше.
Сейчас произойдет серьезное перетряхивание политической элиты. Это коснется, как мне представляется, и законодательной, и исполнительной власти. Люди, которые правили страной эти годы, не очень справились с поставленными Путиным задачами. И чувство неудовлетворенности партией «Единая Россия», высказанное президентом, свидетельствует о том, что оказавшиеся в ней люди – более бюрократизированные, чем того требовала ситуация. Поэтому необходима более грамотная, модернизированная, более стратегически мыслящая элита. Сможет ли перегруппироваться этот политический класс, предсказать нельзя.