В Нижегородской области о существовании партий-спойлеров в предвыборном списке неискушенный избиратель мог догадаться лишь по бесплатной рекламе на телевидении. Сами кандидаты и региональные отделения о себе никак не заявляли. Демократическая партия России и Партия социальной справедливости даже не указали телефоны своих отделений в облизбиркоме, так и оставшись невидимками. В результате первая набрала в регионе лишь 0,12%, а вторая – 0,22% голосов. Итоги двух других «карликов» ненамного лучше: «Патриоты России» получили 0,71%, а «Гражданская сила» – 0,99%, впрочем, она отстала от СПС всего на 0,4% голосов.
По словам председателя нижегородского отделения «Гражданской силы» Елены Ореховой, перед выборами партия рассчитывала получить в регионе 1,5%, а в стране – перейти трехпроцентный барьер: «Но когда началась кампания и мы увидели, что происходило в районах и на предприятиях, мы себе планку снизили. На предприятия нас не пускали. Но мы реально понимали, что так – по всей России. Использование административного ресурса «Единой Россией» отразилось и на нашей кампании».
Связаться с другими местными лидерами «карликовых» партий «НГ» в Нижегородской области не удалось: установить местные координаты Демократической партии России и Партии социальной справедливости в Нижнем Новгороде не получилось, а единственный телефон «Патриотов России» не отвечал.
Кстати, «Патриоты» оказались единственной партией, открывшей региональный счет в Нижегородской области, на него было перечислено 462 тыс. руб. Нижегородский лидер партии Александр Карлышев довольно известен в местных политических кругах: в течение последних лет десяти он участвует в выборах, но каждый раз неудачно. В качестве председателя регионального отделения «Патриотов» Карлышев уже отметился на выборах в Законодательное собрание Нижегородской области, однако партия не была допущена к кампании, потому что не смогла набрать нужного количества достоверных подписей.
Остальные «карликовые» партии на нынешних выборах в Госдуму даже не открыли региональные счета. «По Нижегородской области мы без финансирования проводили кампанию, только раздаточные материалы из Москвы получили», – пояснила Елена Орехова. По ее словам, во время выборов и после ей звонили избиратели: «Высказывали отклики о нашей кампании, а некоторые заявили о намерении вступить в партию».
Однако, по словам политолога Александра Прудника, «карликовые» партии в Нижегородской области даже не имеют никакой структуры: «Есть лишь небольшая группа лидеров, которым выделены деньги. Этих людей сейчас будут пристраивать в другие проекты, а сами партии исчезнут и к следующим выборам уже не будут существовать. Тем более они заведомо отказались возвращать деньги за бесплатную рекламу, которые должны отдать по закону, поскольку не набрали более 3% голосов. У них и близко нет таких денег, и это было заведомо известно. Партии для этого и предполагались, чтобы после выборов их благополучно спалить. Идеологические полянки, которые они вытаптывали, после них оказались полностью выжженными, и войти в это пространство уже ни одной приличной партии, ни одному приличному человеку невозможно».
Нижний Новгород