Результаты парламентских выборов в Красноярском крае у партий-лилипутов не слишком отличаются от федеральных – речь идет о разнице в десятые доли процента, что вполне находится в пределах статистической погрешности. Публичных заявлений от лидеров региональных списков по итогам этих выборов красноярцы так и не услышали, да, собственно, никто их и не ждал.
Но спойлер спойлеру рознь. Если Партию социальной справедливости и Демпартию на берегах Енисея просто не было видно, то «Патриоты России» и «Гражданская сила» пусть и на уровне статистов, но все-таки в общем спектакле поучаствовали. Правда, ни в каких громких скандалах и акциях они замечены не были, но хоть какая-то агитационно-пропагандистская продукция (как правило, федерального происхождения) в руки жителей края попадала. По оценкам экспертов, региональная кампания этим партиям обошлась примерно в 150 тыс. долл.
Можно посочувствовать проекту Геннадия Семигина «Патриоты России». Это единственная партия, которая с помощью своей партийной газеты еще до выборов обозначала свое присутствие в крае. Если бы Семигину разрешили включить в список Сергея Глазьева, то результат этой партии в крае был бы выше в разы. Во многом именно благодаря Глазьеву на выборах в 2003 году «Родина» смогла обойти в регионе даже КПРФ. Сам Семигин побывал в Красноярске минувшим летом, но особого впечатления на сибиряков не произвел. «Патриоты России», по мнению красноярского политолога Андрея Копытова, заблудились в трех соснах – между КПРФ, «Справедливой Россией» и ЛДПР: «Избиратель так и не понял, что это за партия, и именно поэтому отказал ей в доверии. Красноярские «Патриоты» ничем, кроме разноцветных пикетов, в этой кампании не запомнились».
В красноярском отделении партии Михаила Барщевского голову пеплом не посыпают. «Мы ставили перед собой задачу набрать 3% но, увы, ее не достигли. Тем не менее политический дебют «Гражданской силы» состоялся, – резюмирует один из лидеров краевого отделения партии, бывший депутат Госдумы Владимир Тетельмин. – Нас узнали в России, интеллигенция и бизнесмены получили ясный сигнал, что в политическом пространстве страны появилась партия, способная защитить их интересы. Наша ближайшая задача – успешно провести избирательную кампанию в горсовет Красноярска».
«Гражданская сила» – единственная партия из пула спойлеров, у которой есть шанс стать серьезной политической силой. На фоне обанкротившихся демократов старой волны ГС выглядит свежо, – считает Андрей Копытов. – С учетом очевидной поддержки Кремля у этой партии неплохие перспективы. Правда, красноярские активисты «Гражданской силы» не совсем следовали федеральной линии и пытались, пусть и в мягкой форме, критиковать власть. Но скорее всего это болезнь роста».
Красноярск