С момента назначения первым вице-премьером в ноябре 2005 года Дмитрий Медведев не сходит с телеэкранов и полос газет. Пристальный медиаинтерес к фигуре Медведева в последние два года не оставлял никаких сомнений: до того известный лишь в кругах российской элиты функционер намерен закрепиться в высших эшелонах публичной политики. Может быть, даже на вершине власти.
После недавнего заявления Владимира Путина о поддержке президентских амбиций Медведева все идет к тому, что именно так и случится. Несмотря на любопытную деталь: как это ни парадоксально, но именно в нынешнем году, завершающемся выдвижением Медведева на президентский пост, его котировки как потенциального преемника Владимира Путина были крайне неустойчивы.
В начале года интерес СМИ к этой фигуре растет: будущий преемник активно создавал информповоды. Еще после январского посещения Медведевым Давосского форума казалось: глава государства близок к тому, чтобы выбрать своим наследником именно данную фигуру. Медведев в Давосе активно рассуждал не только о нацпроектах и экономике в целом, но и о таких вещах, как демократия и международная политика.
Но уже с конца февраля – с назначением Сергея Иванова на должность еще одного первого вице-премьера – картина стала меняться. Претендентом № 1 на пост будущего главы государства в глазах наблюдателей стал уже экс-министр обороны. На фоне демонстрирующего президентский масштаб интересов Иванова технократ Медведев, сконцентрированный на «скучных» вопросах своей рабочей компетенции, несколько потерял позиции в СМИ. Количество упоминаний Медведева в СМИ становится нестабильным. Мартовский рост медиаобращений к этой фигуре сменяется двухмесячным падением, в августе – новый провал, а вслед за сентябрьским всплеском – еще один двухмесячный период сокращения упоминаемости.
Справедливости ради следует отметить: после неожиданного шага Владимира Путина, ставшего во главе списка «Единой России», падение интереса СМИ к Медведеву в последние два месяца осени вполне объяснимо. В центре медиавнимания в октябре–ноябре – избирательная кампания. Не участвующий в предвыборных баталиях Медведев закономерно отходит в СМИ на второй план. И лишь через неделю после выборов первый вице-премьер становится бесспорным лидером информпространства – иного и нельзя было ожидать, учитывая, что вопрос о преемнике решился в его пользу.
И с этой точки зрения весьма любопытно, что большинство как российских, так и западных СМИ в своих оценках неизменно именуют наиболее вероятного будущего президента либералом. Во всяком случае, относительно большим либералом, чем и действующий глава государства, и основная часть его окружения. Очевидно, это распространенное мнение о фигуре преемника во многом имеет одно простое основание: наблюдателям кажется, что он уже в силу молодого возраста и биографии априори должен придерживаться либеральных взглядов. Отчасти эту точку зрения поддерживает и сам Медведев, неохотно, но все же иногда выступающий на политические темы. Так, например, еще в 2004 году, не будучи публичной фигурой, в интервью The Financial Times он открыто выразил сожаление, что либеральные партии не попали в Государственную Думу. А год спустя в интервью журналу «Эксперт» признался: «Наличие нормальной правой партии – системообразующая вещь». В обоих случаях, заметим, Медведев выражал надежду: выразителем правых идей могла бы отчасти стать «Единая Россия».
Любопытна и дискуссия Медведева с Владиславом Сурковым относительно термина «суверенная демократия». Медведев выразил мнение, что наличие уточняющих определений придает термину «демократия» «странный привкус». Иными словами, выступил за «чистую» демократию. Тем самым в чем-то согласившись с настороженным отношением к «суверенной демократии», присущим либеральной общественности как в России, так и на Западе.
Одним словом, Медведева, судя по всему, действительно можно назвать сторонником либеральных идей, хотя и в адаптированном под кремлевские условия их варианте. Но при этом он скорее всего не столько ярко выраженный носитель правой идеологии, сколько технократ-управленец, для которого приверженность либеральным ценностям является важным, но не главным определяющим его действия фактором.
В материале использован обзор СМИ от 1 января по 12 декабря. Данные подготовлены на базе информационно-аналитической системы «Медиалогия» специально для «Независимой газеты».