Депутаты Татарстана всегда внимательно прислушиваются к убедительным советам Минтимера Шаймиева.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Государственный Совет Татарстана 6 ноября 2007 года отметил 15-летие своего существования. Жизнь парламента республики условно можно поделить на две части. Первая – эпоха суверенитета, вторая – период президентства Владимира Путина, когда республиканская власть под давлением федерального Центра шаг за шагом сдала все былые завоевания.
Появившись на волне парада суверенитетов осенью 1992 года, Госсовет стал составной частью пресловутой «модели Татарстана». Власти республики трубили об этой модели на весь свет и уверяли, что ею восхищается весь цивилизованный мир. Секрет татарского парламентаризма заключался в том, что главы всех районных и городских администраций вместе с премьер-министром республики и главой аппарата президента автоматически становились депутатами Госсовета. А поскольку все чиновники назначаются и освобождаются от должности президентом Минтимером Шаймиевым, получился абсолютно лояльный и управляемый парламент.
Ситуация изменилась с избранием Владимира Путина, когда президент России объявил, что регионы должны привести местное законодательство в соответствие с федеральным. Отчаянно сопротивляясь, республиканская верхушка все же выполнила требования Москвы – исполнительная власть была отделена от законодательной, премьер-министр и главы администраций, досидев свой депутатский срок, ушли. Число депутатов сокращено до 100.
В 2004 году были проведены первые выборы по общероссийской схеме. Теперь формально татарстанский парламент двухпартийный. В Госсовет, преодолев семипроцентный барьер, сумели пройти только две партии – «Единая Россия» и КПРФ. Формальность нынешней двухпартийной системы в том, что абсолютное большинство депутатских мест поглотила ЕР, а КПРФ представляют лишь пять депутатов. Многие прекрасно понимают, что и этих пяти депутатов не было бы, если бы не крайняя необходимость соблюдать видимость двухпартийной системы. «В Татарстане ни политическая практика избирательной системы, ни партийное строительство не отличаются от российских образцов в лучшую сторону. Напротив, есть основания полагать, что ситуация в Татарстане даже хуже», – считает политолог Мидхат Фарукшин.
За всю 15-летнюю историю Госсовета не было ни единого случая, чтобы предложение президента или правительства республики не получило единодушной поддержки депутатов. Депутаты целиком и полностью зависят от воли спикера Фарида Мухаметшина и настроений президента Шаймиева, который старается не пропускать ни одного парламентского заседания, а порой и подменяет спикера. Это иногда приводит к смешным ситуациям. В 2001 году Шаймиев отозвал своего представителя в Совете Федерации Рафгата Алтынбаева. Тот попросил предоставить ему трибуну для заявления, но депутаты, внимательно вглядываясь в лицо президента, единогласно проголосовали против. «Да ладно, пусть говорит», – бросил со своего места в президиуме Шаймиев. И народные избранники, нисколько не смутившись, единогласно проголосовали за то, чтобы Алтынбаеву предоставили слово.
Казань