Саратовская областная Дума фактически давно является однопартийной. «Единой России» принадлежит около двух третей мест в парламенте, и, лишив оппозицию возможности срывать кворум (в 2005 году само это понятие фактически было отменено), фракция большинства способна провести или, напротив, зарубить любое решение, не считаясь с мнением оппозиции. Тем не менее оппозиционеры находят способы заявить о себе.
Нынешний созыв областной Думы, завершающий свою работу, состоит из 35 парламентариев. В 2002 году региональный парламент избирался по одномандатным округам, и, как отмечали тогда наблюдатели, оппозиции прежнему губернатору области Дмитрию Аяцкову в нем просто не было. Со временем, впрочем, оппозиция появилась, прежде всего в лице ЕР, находящейся под большим влиянием главного оппонента Аяцкова, вице-спикера Госдумы Вячеслава Володина. Новый губернатор области Павел Ипатов, сменивший Аяцкова весной 2005 года, с безусловно лояльным парламентом вообще незнаком. Скорее уж главе региона периодически приходится проявлять лояльность к парламентскому большинству, насчитывающему около 22 депутатов. К примеру, весной с.г. Ипатову пришлось инициировать повышение проходного барьера для партий на декабрьских выборах в областную Думу с 5 до 7%. Оппозиция в открытом письме попросила главу региона подняться над схваткой и не подписывать поправки в избирательное законодательство, помешать принятию которых она не смогла. Но поправки были подписаны. Губернатор лишь пожурил думских единороссов за то, что те заранее даже не поставили своих оппонентов в известность о том, что такие поправки планируется рассмотреть.
Сейчас оппозиция в Саратовской областной Думе насчитывает в своих рядах 12 человек. Оппоненты ЕР в парламенте – это фракция «Справедливая Россия», состоящая из 10 человек, и двое независимых депутатов – представитель КПРФ Ольга Алимова и вице-спикер парламента Вячеслав Мальцев (в минувшем году он покинул фракцию ЕР). Диктовать думскому большинству свою волю оппозиция не может, но способы нервировать оппонентов она нашла. В начале нынешнего года представители оппозиции в течение недели не являлись на заседания думских комитетов либо покидали уже начавшиеся заседания, срывая таким образом их работу. Оппозиционные парламентарии объясняли, что таким образом пытаются заставить большинство с собой считаться: последовательно срывая заседания комитетов, они могли бы добиться срыва очередного заседания парламента. Единороссы, со своей стороны, не растерялись и напомнили, что могут без подготовки рассматривать законопроекты, внесенные в Думу губернатором. Тем не менее тон парламентских дебатов с тех пор заметно снизился.
Может быть, поэтому саратовские наблюдатели не слишком тревожатся по поводу перспектив укрепления позиций ЕР в будущем составе Саратовской областной Думы (выборы в региональный парламент пройдут 2 декабря с.г.). В частности, политолог Алексей Колобродов полагает, что, для того чтобы парламент стал однопартийным не формально, а фактически, большинству потребуется добиться единообразия внутри собственной фракции. «Если у парламентского большинства исчезнут внешние враги, начнутся внутренние интриги, которые могут привести фракцию к расколу», – также утверждает эксперт Денис Есипов.
Саратов