Говоря о выборах как форме гражданского волеизъявления, рискну напомнить, что, во-первых, это делегирование политических прав граждан депутатам, выдвинутым политическими партиями. А во-вторых, выборы, по идее, являются средством выражения коренных интересов избирателей, их воздействия на парламент, а также на официальный политический курс.
Именно в этом плане заслуживают внимания социологические данные, отражающие суждения избирателей по поводу реализации их прав и интересов в деятельности органов государственной власти, о наличии у них возможностей влиять на власти посредством выборов и, наконец, их партийно-политическую идентичность.
Заметим, что наш социологический опрос избирателей проводился в августе 2007 года, то есть до официального объявления выборной кампании. Это означает, что электоральное сознание респондентов было, так сказать, в своем стандартном состоянии, то есть еще не было «замутнено» политическими и пропагандистскими манипуляциями. Опрос показывает, что у большинства россиян сохраняется неизменно высокий интерес к выборам. Так, 45,5% опрошенных заявили, что всегда, и 26,9% – часто участвуют в выборах. Более половины респондентов (57,1%) считают участие в выборах безусловной обязанностью гражданина страны, еще 27,8% – склонны считать так же. 40,3% граждан в августе выразили мнение, что обязательно, и 36,4% – вероятно, будут участвовать в выборах Государственной Думы.
Понятно, что в ходе выборного процесса те или иные индивиды могут скорректировать свои позиции. Однако общий вектор электоральных настроений скорее всего сохранится на декабрьских выборах 2007-го и мартовских – 2008 года. Кстати говоря, эти же тенденции отчетливо фиксировались и в периоды предыдущих выборных кампаний федерального уровня.
Приведенные данные вполне убедительно опровергают мнение, часто фигурирующее в средствах массовой информации, будто основной массе российских избирателей свойственно политическое безразличие, которое иногда определяют с помощью смачного словца – «пофигизм».
Социологические данные показывают, что о безразличии можно говорить только в том смысле, что оно является одним из проявлений раздвоения политического сознания и в конечном счете политического отчуждения, обусловленных качественными изъянами во взаимодействии государства с гражданским обществом. Ярким показателем такого раздвоения служит то, что при уважительном и ответственном отношении большинства граждан к выборам у них доминирует устойчивое мнение, что участие в голосовании не оказывает существенного влияния на функционирование власти и государственную политику.
Политическое отчуждение систематически проявляется во многих аспектах. В преобладании отрицательных оценок действий государственной власти в области соблюдения конституционных прав граждан и реализации их интересов. В констатации того, что «рядовые» граждане не имеют реальных возможностей влиять на выработку, принятие и реализацию решений властей (об этом заявили 82,3% опрошенных). В сомнениях по поводу честности выборов и политических позиций партий, де-юре являющихся главными субъектами выборного процесса.
По сути дела, динамику политической жизни в современной России определяет то же самое противоречие, которое имело место в годы советской власти. Его в шутку называли противоречием между тем, что слышу, и тем, что вижу, то есть между декларациями власти о намерениях и следствиями реальной практики государственного управления. В социально-психологическом плане в этом противоречии переплетаются смутные надежды на лучшее будущее и острая тревога по поводу того, как бы не стало еще хуже.
Как представляется, первостепенным социальным заданием новому составу Государственной Думы может быть заказ на преодоление политического отчуждения государственной власти от граждан и связанного с этим устойчивого синдрома массовой тревоги в нашем обществе по поводу непредсказуемости последствий проводимых ею реформ. Это возможно лишь при том условии, что Государственная Дума, да и вся система государственной власти, перестанет относиться к населению страны как к объекту сомнительных социальных экспериментов (то бишь реформ в области здравоохранения, пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, образования и т.д.), поймет, что без реальной опоры на интересы простых людей она сама обречена.