Резкий рост цен на продуктовые товары – одна из главных тем общественной и политической жизни в последние месяцы, что не могло не повлиять на медиапространство. В августе, когда рост цен был уже очевиден, но по масштабам еще не критичен, тема инфляции освещалась в СМИ на относительно низком уровне. Рост медийного интереса к проблеме в сентябре был сопоставим с самим подорожанием продуктов: чем выше поднимались цены, тем чаще это становилось темой информационных сюжетов.
В октябре же, в период наиболее значительного всплеска инфляции, во всех СМИ количество обращений к проблеме резко и быстро возрастает и достигает пика к концу первой декады месяца. Дополнительным информповодом для этого помимо самого роста цен становится реагирование на ситуацию госчиновников: Госдума принимает жесткое обращение к правительству с требованием остановить инфляцию, а президент ставит этот вопрос перед членами кабинета министров. Становится очевидным: власти опасаются ненужных ей осложнений в избирательной кампании. Но пока руководство страны лишь констатирует проблему, цены сохраняются высокими – как и внимание СМИ к этой теме.
Ситуация существенно меняется после повторного президентского обращения к проблеме во время прямой линии с населением 18 октября. Монополизм перекупщиков и неоправданно высокие наценки при реализации продукции названы виновниками проблемы, губернаторы – ответственными за ее решение. Сразу после этого упоминаемость темы в информационном пространстве начинает сокращаться и уже к концу октября достигает все еще высокого, но уже не запредельного уровня. Во многом сыграла свою роль и заморозка цен, последовавшая за президентскими разъяснениями. К тому же сказалась и усталость СМИ от педалирования темы в течение нескольких недель. Любопытно, что начиная с середины октября СМИ делают новые акценты в освещении проблемы: в центре их внимания находятся уже не столько высокие цены как таковые, сколько государственные меры в решении инфляционной проблемы и конкретные действия госорганов.
Из политических структур в контексте роста цен в медиапространстве чаще всего упоминалась «Единая Россия» (742 сообщения), сумевшая оседлать волнующую избирателя тему в основном за счет жесткой риторики своих лидеров и инициированного партийной фракцией думского обращения к правительству. Конкуренты единороссов так и не смогли эффективно отреагировать на выгодную ситуацию и использовать представившийся шанс для политизации общественного протеста и наращивания собственного электорального ресурса, что было бы логичным в предвыборный период. Немногочисленные марши пустых кастрюль КПРФ и пикетирование магазинов активистами СПС не стали значимыми явлениями в информационном пространстве и не получили масштабного отображения в СМИ. Высокий рейтинг коммунистов (393 сообщения) главным образом складывается из заявлений лидеров и в гораздо меньшей степени – из партийных действий.
Примечательно, что чаще всего тема роста цен затрагивалась на специализированных сайтах и в региональной прессе и гораздо реже – на телевидении и радио. Более того, в телеэфире в августе–сентябре наблюдалась любопытная динамика – сокращение количества упоминаемости инфляционной темы в сентябре по сравнению с предыдущим месяцем, что, судя по всему, говорит о стремлении большинства телеканалов «замолчать» проблему в период активизации роста цен. Однако проигнорировать тему телевизионные СМИ все же не смогли: в октябре фиксируется такой же всплеск обращений к проблеме, как и в медиапространстве в целом.
Легализация темы подорожания продуктов питания на телевидении имела характерное свойство: в центре внимания большинства телеканалов оказался не сам рост цен, а меры госчиновников и партии власти по их сдерживанию. О том, например, что заморозка цен может быть вызвана предвыборными целями, сообщалось лишь в интернете и печатных СМИ. Между тем, как отмечают большинство центральных газет, мораторий на рост цен, изначально установленный на срок до 31 января, скорее всего будет продлен как минимум до окончания президентских выборов.
В материале использован обзор СМИ в период с 1 августа по 31 октября. Данные подготовлены на базе информационно-аналитической системы «Медиалогия» специально для «Независимой газеты».