Большую часть «фуражных» запасов коллекционер отдал в Таймырский музей истории.
Фото из архива автора
Собирать военные головные уборы я начал лет 10 назад. И почему-то первую фуражку в коллекцию мне подарил прокурор. Тогда я работал председателем Думы Таймырского автономного округа, и многие, узнав о моем интересе к такому собирательству, начали приносить мне различного рода фуражки. Так появилась генеральская фуражка советского образца, которую подарил мне командующий Арктической службы Пограничного флота России генерал-лейтенант Корецкий. Со временем коллекция росла, в ней появился, к примеру, такой любопытный экспонат, как фуражка кубинского гренадера. Мне ее привез мой товарищ после поездки на Кубу. Он там долго уговаривал бойца, охраняющего Фиделя Кастро, подарить ему свой головной убор, и так у меня появился этот, можно сказать, раритет.
Мое хобби все больше меня захватывало, у меня появился самый настоящий азарт охотника, и я повсюду выискивал различные редкие экземпляры. И слухи о моем увлечении дошли до Исторического музея Таймыра в городе Дудинка. Они попросили меня, если не жалко, подарить часть этой коллекции. Мне, конечно, было жалко, но, поскольку как раз тогда меня избрали в Госдуму от Таймырского округа, я на их предложение согласился – ну не тащить же все эти запасы головных уборов, а всего у меня тогда было 148 различных фуражек, касок, беретов, в Москву?!
Есть там и каска английского полицейского, и берет воина Бундестага еще не объединенной Германии, и многие другие интересные вещи. Но, пожалуй, самая дорогая для меня в той части коллекции была именная фуражка адмирала Кузнецова. Попала она ко мне чисто случайно, я ее увидел в одном московском магазине, торгующем военной антикварной атрибутикой. Увидел и не смог без нее уйти, ведь это подлинная вещь человека, который не проиграл ни одной битвы и который смог сохранить весь морской флот на начало войны.
В общем, все это я подарил музею, но сейчас уже появляется новая коллекция, которая началась с пробковой каски английского колониального воина. А на днях друзья, которых у меня много и которые знают, что я увлекаюсь этим делом и потому стараются привезти из любой поездки за границу какой-то новый экземпляр, привезли фуражку весьма современную – эстонского полицейского современного. А еще мечтаю найти и приобрести берет французского легионера. Его тяжело достать, вещь очень ценная, потому что является атрибутом легионеров, они тяжело расстаются с ней. По крайней мере к кому бы я до сих пор ни обращался, в том числе и здесь, в России, расставаться с ней не желают ни за какие деньги.