Что бы ни утверждал официально Росстат о снижении в сентябре стоимости минимального продуктового набора на один процент, мы-то по себе, по своему карману знаем, что цены на основные продукты питания и в этом месяце продолжали галопировать. Растительное масло подорожало на 13,5%, молочные продукты – на 7,2%. Рост цен на хлеб был, слава богу, умеренным – на 1,6%. Как говорил Давыдов в «Поднятой целине» – это «фактический факт», который разом серьезно озаботил всех: президента, правительство, депутатов... Теперь все вместе и по отдельности ищем причины печального явления, а также наиболее оптимальные пути выхода из него.
Смею предположить, что к созданию нынешней критической ситуации с ростом цен давно прилагают свои отнюдь не бескорыстные усилия чиновники разных рангов. Расскажу в связи с этим одну весьма поучительную историю.
Началась она давно, в ноябре 2003 года, с правительственных постановлений № 721 и № 723 со скучным, как осенний дождь, названием: «О регулировании импорта мороженой свинины и говядины в 2004 году». Пронизывало высокие документы самое благое желание: поддержать отечественного производителя, дабы не докучали ему иностранцы опостылевшей конкуренцией. Но оказалось в них и еще кое-что глубоко упрятанное: лицензии на импорт более 90% объема говядины и свинины Минэкономразвития могло выдавать только тем участникам внешнеторговой деятельности, которые получили такие лицензии в 2003 году. А их оказалось совсем немного – в том же 2003 году правительство своими постановлениями внесло изменения в таможенный тариф. И этим шагом разом отняло право участвовать во внешнеэкономической деятельности почти у всех российских мясоперерабатывающих организаций. Впрочем, избранные любимчики все же остались. Только они, бог весть за какие заслуги, получили лицензии на импорт свинины и говядины и стали... посредниками. Сотни мясоперерабатывающих предприятий вынуждены идти к ним на поклон и, естественно, за дополнительные, весьма значительные, суммы просить обеспечить необходимым сырьем.
Что это, если не вакханалия вседозволенности?
Ситуацию создали идеально коррупционную. Рынок резко монополизировался. Многие мясопереработчики остались без сырья, производственные мощности не загружены. К чему это привело, хорошо видно на примере моего родного Хабаровского края.
При потребности в мясе и мясопродуктах примерно в 80 тыс. тонн в год край ежегодно производит около 15 тыс. тонн мяса в убойном весе. Приходится завозить 60–65 тыс. тонн. Около половины этого количества импортировать. До введения квот делали это без проблем: завозили из Китая, что весьма важно – по весьма приемлемым ценам, хорошего качества и под строгим ветеринарным контролем. Что происходит теперь?
В минувшем 2006 году импортерам Хабаровского края по квотам распределено 3,2 тыс. тонн (это вместо 30 тыс. потребных), в том числе из близкого Китая всего 1,4 тыс. тонн.
Потребность края в мясе закрыли только на 2,7%, да и это сделали бессовестно, издевательски. Например, одному из шести крупных мясоперерабатывающих предприятий края, годовая потребность которого составляет 7,5 тыс. тонн, была выделена всего 271 тонна, в том числе из Парагвая – аж 0,8 тонны (перевозка в 27 раз (!) выше стоимости самого мяса), из Европы – 91 тонна, из США – 38 тонн. Понятно, что отоваривать эти «квоты» никто не стал, на что и делали расчет московские чиновники. Они создали благоприятнейшую среду для мошеннических манипуляций и злоупотреблений.
В конце прошлого года сотрудники Приморской краевой прокуратуры после прохождения через пост Пограничный Гродековской таможни задержали целый железнодорожный состав, под завязку загруженный неким товаром, по документам значившимся жиром подкожным и шпиком хребтовым. На самом деле это было сортовое свиное и говяжье мясо. Приморские прокуроры обратились к своим коллегам из Народной прокуратуры Хэйлундзянского округа КНР с просьбой проверить, сколько таких поставок было за последние три месяца. Оказалось – 28! Более десяти тысяч тонн! От «недостоверного декларирования мясопродуктов» стране причинен экономический ущерб в десятки миллионов рублей. Это только в виде неуплаты таможенных пошлин, без учета цены самого товара и платы за квоты ввоза мяса на территорию России.
Дальневосточные мясопереработчики вынуждены закупать браконьерское мясо по высоким ценам, добавляя в стоимость будущих колбас, окороков и грудинок немалые суммы, истраченные на взятки чиновникам.
А вы спрашиваете, почему растут цены...