В КПРФ по-прежнему утверждают, что партия существует на пожертвования рядовых граждан.
Фото Олега Ласточкина
В томском депутатском корпусе – и областном, и городском – людей, не связанных с бизнесом, так мало, что можно подумать: именно принадлежность к предпринимательскому корпусу и является пропуском в парламент. Партий, представленных в органах власти, в которых не было бы коммерсантов, вообще нет.
Все четыре фракции в областной Думе имеют своих бизнесменов. О том, есть ли представители бизнеса во фракции «Единая Россия» в областной Думе, говорить просто смешно, если иметь в виду, что там сплошь руководители банков и компаний. Другое дело, что и коммунисты, прежде защищавшие интересы класса страдающего, угнетенного, имеют в областной Думе своего бизнесмена – гендиректора ООО «Сибстройнефть». Оба депутата от «Союза правых сил» – предприниматели.
Вопрос об источниках финансирования в парторганизациях сначала вызывает испуг. А потом отвечают по-разному. У КПРФ – по-простому: мол, партия живет за счет членских взносов. В штабе «Единой России» говорят, что официальных данных у них на этот счет нет, но предполагают, что финансовыми источниками являются пожертвования членов партии. Применительно к единороссам, если посмотреть на список депутатов в представительных органах власти, сомнений в достоверности такого объяснения не возникает. «Пожертвования юридических и физических лиц» – так отвечают в штабе СПС.
Относительно бюджета предстоящей избирательной кампании коммунисты говорят, что у них пока еще бюджет не сверстан. То же отвечают и в штабе СПС. В штабе же единороссов не скрывают, что был запланирован бюджет в сумме 14 млн. руб. Однако позднее пришлось «ужаться в связи с недостаточностью финансирования».
Конечно, многие догадываются, что не всегда места в партийных списках достаются за красивые глаза. Весной, когда проходили выборы в областную Думу, в местных СМИ обсуждалась информация о том, как в список «Яблока» на второе место после лидера Василия Еремина попал предприниматель Анатолий Рябков, имеющий, как пишут осторожные журналисты, «неоднозначный имидж», назывался даже его псевдоним. Впрочем, официально о нем известно, что он – кандидат педагогических наук, отец семерых детей, судимостей не имеет, к уголовной ответственности не привлекался.
Тогда, весной, лидеру «Яблока» задавался вопрос, не рискует ли партия, поставив в список Рябкова. «Кто не рискует, тот не пьет шампанского! – ответил Василий Еремин. – Прежде чем пойти на этот шаг, я проконсультировался с правоохранительными органами┘ Мне сказали, что претензий к Анатолию Михайловичу у них нет». Сумма, в которую обошелся второй номер в списке, по словам самого Анатолия Рябкова (он об этом сообщил газете «Вечерний Томск»), составила 26 млн. руб. – миллион долларов по тогдашнему курсу.
В нынешнюю избирательную кампанию, как стало известно, этот предприниматель идет уже третьим в списке «Справедливой России».
Томск