Чтобы узнать мнение избирателей, социологи идут на все.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Конечно, любые социологические опросы выявляют ответы только тех респондентов, которые согласились отвечать на эти вопросы. Интервьюер не может заставить респондента обязательно отвечать на любой вопрос анкеты, респондент всегда может отказаться от ответа, даже не объяснив причину. Очень многое зависит от настроения, в котором пребывает респондент в момент опроса, также важно и то, как выглядит и ведет себя интервьюер. Если он респонденту не понравился, то опрос может не состояться или состояться в искаженном виде.
В любом случае нужно прекрасно понимать, что социологический опрос фиксирует именно то, что желает и отвечает респондент: мы не можем и не имеем права проверять его ответы на детекторе лжи, заставлять его расписываться за свои слова или требовать какого-то иного подтверждения истинности ответов респондента.
Что же касается политических опросов, то их результаты можно проверить итогами голосования (если исключить фактор подтасовки голосов и радикальных изменений в политических предпочтениях населения, произошедших в последний момент перед голосованием). Так вот политические прогнозы, которые строились во ВЦИОМе по данным предвыборных опросов марта 2007 и октября 2006 года, в целом давали точную оценку тем данным, которые были затем получены в результате голосования.
Таким образом, можно сделать вывод, что те две указанные категории населения, которые могли бы исказить данные опросов, являются незначительными и не влияют на общую картину.
Какие технологии и методики опросов мы используем? Технологий улучшения качества опросов достаточно много. Очень большую роль играет правильно построенная выборка, которая бы адекватно отражала изучаемую генеральную совокупность. И самым важным нужно назвать правильную реализацию этой выборки, то есть технологии проведения полевой части исследования. Плохо составленная инструкция для организаторов опроса или для интервьюера может привести к тому, что некоторые требования, которые для разработчиков инструкций настолько априори понятны, что они их не включили в саму инструкцию, могут быть не очевидными для исполнителей. В результате может произойти брак там, где его даже не ждешь.
В опросе серьезное значение имеет личность интервьюера. От умения интервьюера найти подход к разным типам респондентов и убедить их участвовать в опросе зависит, состоится ли опрос как таковой или нет. Интервьюер должен уметь правильно использовать имеющийся исследовательский инструментарий, в противном случае он может неадекватно зафиксировать в анкете ответы респондента. Поэтому никогда нельзя экономить на обучении интервьюеров, на тренингах с ними и т.д.
Ну и, конечно же, контроль! Он нужен на всех этапах исследования (включая контроль логики заполнения анкеты). Причем контроль может быть даже дороже, чем полевой этап. И в этом нет ничего странного. Любая уважающая себя исследовательская организация проводит все виды контроля, включая самый дорогой – выездной контроль.