В книге Игоря Эйдмана, которая так и называется «Прорыв в будущее. Социология. Интернет-революция», речь идет об обосновании некоей «новой утопии» – обществе ХХI века, основанном на всеобъемлющей рационализации поведения, того, что раньше называли «максимум результата при минимуме затрат». По мысли автора, не следует отвлекаться на мнимые цели, навязанные нам манипуляторами, такие как религия, политика, современный рынок. На нас, членов того самого общества, которому надлежит рационализироваться, автор смотрит с птичьего полета, для него нет или почти нет стран, цивилизаций, наций, конфессий, социальных групп. Да и само понятие общества вызывает некоторое подозрение, согласно взглядам И.Эйдмана, человек – существо индивидуалистическое по своей изначальной природе, он движим биологическими законами и «творческой энергией», изначальными природными потребностями и инстинктами, заложенными в него, а общество – это скорее субъект тех же манипуляций, сбивающий человека с истинного пути, навязывающий ему ложные цели и ложные задачи.
Сам человек в концепции автора книги как-то уж слишком лишен специфических черт, он «как из инкубатора», различается лишь некоторыми особенностями творческих склонностей. Он хочет потреблять по максимуму, добиваться успеха по максимуму, повышать свой социальный статус. А статус лежит в сфере достижения тех же универсальных благ – материально-физических и интеллектуально-эстетических потребностей, потребностей во власти и свободе и, наконец, потребности в престиже.
Анализируя неудачу построения рационального общества в СССР, автор книги винит в этом «ставку на коллективизм», по его мнению, несвойственный человеческой природе, и предлагает новую попытку построить общество будущего на иных, индивидуалистических посылах. Итак, налицо новая попытка создать социальную утопию, уже на основе современных технологических достижений типа интернета и других плодов коммуникационной революции. Состоится ли «прорыв в будущее» по Эйдману?
В связи с этим нельзя не заметить то простое обстоятельство, что общество движется не совсем в указанном направлении. Да, конечно, интернет интернетом, но он отнюдь не видится тотальным средством против манипуляций. Сегодня борются две тенденции – стремление сохранить традиционную идентичность (цивилизационную, религиозную, культурную, национально-этническую) в противовес энтропийному процессу стирания цивилизационных особенностей, глобализации, победоносному шествию массовой культуры. Манипулируемость глобальным сообществом, массовыми культурными процессами на порядок выше, чем манипулируемость небольшой общины «попами-обманщиками» или «вождями-властолюбцами».
Ведь как считали наибюолее гениальные творцы в истории человечества: творя, они видели себя лишь как «медиумов», которым вдруг открывается «окошко в иную реальность». Важен ведь не сам источник творчества, важно то, сможет ли человек творить в рациональном обществе сбывшейся «утопии по Эйдману».