Регулярно практикующими ораторами в Саратовской области являются лишь депутаты-коммунисты. Лидера саратовских коммунистов, депутата Госдумы Валерия Рашкина красноречие однажды даже довело до суда с вице-спикером Госдумы Вячеславом Володиным. На одном из митингов видный коммунист обвинил видного единоросса в неправомерном присвоении права на поставку в регион автомобилей «Скорой помощи», закупленных, как он полагал, отнюдь не на партийные, а на бюджетные деньги. Володин обратился в суд, который Рашкин проиграл.
С трибуны Валерий Федорович способен и «кровавый режим» заклеймить, и анекдот рассказать. Под воздействием его горячих речей местные пенсионеры порой ходили «брать» здание областного правительства и однажды даже водрузили красный флаг на флагшток перед мэрией Саратова.
Главные оппоненты саратовских коммунистов – единороссы – периодически тоже выходят на площади. Однако, видимо, в силу отсутствия необходимости удерживать внимание аудитории (которую, как правило, составляют студенты и работники бюджетных предприятий) зажигательных речей на этих митингах, как правило, не дождешься.
Впрочем, есть в партии и свои «публичные» люди. Один из них – руководитель контрольно-ревизионной комиссии регионального отделения ЕР Александр Ландо. Представление о лексических особенностях Александра Ландо можно составить, к примеру, по такой его фразе: «Туберкулез – он же не находится в камере заключения. Он, так сказать, гуляет там, встречается с родственниками».
В прежние годы на уличных трибунах можно было наблюдать вице-спикера регионального парламента Вячеслава Мальцева, последовательного борца с областными властями. Среди «перлов», вошедших в новейшую фразеологическую историю Саратова – «Подонки исторгают приличного человека, так устроена жизнь» (о нелегкой судьбе главы Саратова Олега Грищенко), «Братание и раздача теплого нижнего белья нижним чинам на позициях закончилась. Все – начинается война» (о выборах), «Я даже квартиру не приватизировал, потому что есть такое русское слово: «западло».
Прежде безусловным «Цицероном» области был губернатор Дмитрий Аяцков. Павел Ипатов, сменивший Аяцкова на этом посту, лишил региональное правительство присущего ему лингвистического задора. Теперь чиновники в регионе оперируют «корреляциями», «консолидациями», «инновациями» и «инвестициями».
В итоге внимание журналистов практически полностью переключилось на региональный парламент и Думу областного центра. Действительно, куда интереснее наблюдать за главой Саратова Олегом Грищенко, который, предостерегая городских депутатов от медлительности в выборе главы городской администрации, может в запальчивости спрогнозировать наступление городу «ж...», а затем глубокомысленно заключить, что «политика – дело грязное, но нужное». И за депутатом областной Думы, лидером местных эсэров Владимиром Пожаровым, заявившим, что его партия «не инструмент для отсортировки: подонок – не подонок».
Саратов