В современной политике пламенных трибунов постепенно сменили бюрократы, предпочитающие согласовывать свое остроумие с начальством. Это одними из первых отметили собиратели словесных перлов. Автор книг афоризмов российских политиков Константин Душенко рассказал о переменах в среде российских политиков.
– Константин Васильевич, время ораторов в политике прошло или в провинции еще встречаются настоящие «златоусты»?
– Особо хороших ораторов у нас и не было. Зернистые мысли, конечно, привлекают внимание людей к политикам, но это вовсе не потому, что те являются выдающимися мастерами слова. Например, трудно назвать Черномырдина оратором, хотя я совершенно серьезно посвятил ему несколько книг. Он, по-моему, в некотором смысле мастер языка, но я бы сказал, что это скорее герой пьес Островского.
– В ваших книгах часто фигурировали губернаторы, но в основном уже ушедшие. А вот из нынешних глав регионов можно назвать кого-нибудь, кто бы вас порадовал яркими образами?
– Должен сказать, что за теми, кто остался, теперь очень трудно уследить. Обычно все строится на том, что афоризмы политика – это его живая речь. Если за каждым следить и вылавливать, что он сказал, очень нетрудно будет набрать достаточное количество интересных фраз, годных для книги.
– Кого вы можете выделить в плане ярких высказываний среди лидеров ведущих современных партий?
– Блеснуть изящной фразой давно никто не может. В последнее время, если говорить о настоящих, хороших фразах, они встречаются не больше трех раз за год, даже за три года, пожалуй. К тому же теперь на самом деле этими фразами занимаются спичрайтеры, на которых держатся все великие ораторы после Черчилля. Они сейчас есть у каждого, но придумать что-то путное как-то у них не получается.
– Яркая фраза, например «каждой бабе по мужику, каждому мужику – по бутылке» Владимира Жириновского, может добавить голосов партии?
– Конечно. Но посыл этого политика, например, уже был обработан журналистами. Жириновский на самом деле не это говорил, вернее, не совсем в таком виде. Фразу потом уже улучшили за него. Вообще, конечно, вот он скорее оратор, может подряд говорить без остановки, и причем публике кажется, что говорит он по делу.
– Нет впечатления, что сегодня ораторы не нужны, все достигается административным ресурсом партий-тяжеловесов?
– На самом деле и раньше в российской политической жизни на ораторском искусстве не так уж многое держалось. Просто были самостоятельные политики, которые могли говорить более отважно, скажем так. Не то чтобы они были лучшими ораторами, просто они говорили от себя, выражали свое мнение. Нынешняя масса политиков, конечно, гораздо более серая. И представить себе в нынешней политике Александра Лебедя очень трудно, это безусловный факт.