Кто сказал, что молодежь аполитична?
Молодежь делает выбор в пользу «Единой России». Да, абсентеизм молодых (18–35 лет) граждан России по-прежнему довольно высок: по данным Института социологии РАН (ИС), 49% из них не участвуют в политической жизни. Однако на поле политически активной части молодежи игра, кажется, уже сделана: 32,7% поддерживают «Единую Россию», а 49%, по данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), допускают для себя возможность проголосовать за нее. Отрыв от других партий – гигантский. Вопреки сложившимся стереотипам СПС и «Яблоко» поддерживают, по данным ИС, лишь по 1,5% молодых избирателей. А КПРФ и «Справедливую Россию» позитивно оценивают лишь 1,7% и 3,6% молодых и активных, хотя среди избирателей более старшего возраста в пользу этих партий высказываются 9 и 6,7% опрошенных.
При этом усиливает известность и популярность «Молодая гвардия Единой России» (МГЕР). Согласно опросу ФОМ 17% россиян и 24% молодежи уже знают МГЕР, а 6% респондентов положительно относятся к этой организации. Ни одна из молодежных организаций других парламентских партий не пользуется хотя бы сопоставимой общественной и молодежной поддержкой.
Почему так происходит? По данным ФОМ, 36% молодых граждан страны считают, что цели «Единой России» соответствуют интересам молодежи. Востребованы у молодого избирателя и консервативные ценности партии. По данным ИС, 70% молодежи уверены, что Россия нуждается прежде всего в стабильности, а реформы должны стать результатом не шока, а эволюции. 64% думают, что без укрепления государственной власти невозможно говорить о возрождении мощи и величия страны. 67% допускают существенное различие в доходах в зависимости от квалификации и предприимчивости. За демократию – 60% опрошенных. Пересечем эти множества – и получим избирателя «Единой России».
Но дело не только в целях и ценностях. Дело в мощной системе вовлечения молодежи в политический процесс, вершина которой – 20-процентная квота для молодых кандидатов в партийных списках. Эта квота, которую многие аналитики оценивали как популистский шаг, довольно строго выдерживалась на выборах в региональные законодательные собрания. Решением руководства «Единой России» молодежная квота сохранится и на ближайших парламентских выборах. Кроме того, избирателям от 18 до 35 импонирует появившаяся не так давно энергичная молодежная электоральная стратегия партии.
«Большие» партии – те, что имеют многотысячное членство, разветвленную региональную структуру, серьезный аппарат и мощную сеть активистов (в нашей стране это «Единая Россия» и Коммунистическая партия), – часто считают инертными. Такая логика вполне объяснима: многие программные положения и технологические решения должны «созреть». То есть быть генерированы партийной элитой, а затем дойти по партийной вертикали до парторганизаций – или пройти обратный путь, от партийных масс к руководству. Инертность, в свою очередь, диктует традиционные методы работы с населением и опору на традиционного избирателя.
Так ли все это на самом деле? Может быть, иногда и так. Тем не менее, считает член Совета Федерации, координатор «Единой России» по молодежной политике Андрей Турчак, консервативная идеология партии отнюдь не означает консервативных методов работы с людьми. Благодаря активности «Единой России» в работе с отдельными группами избирателей некоторые «аксиомы» – например, о том, что крупные партии обеспечивают себе преимущество в основном на общей низкой явке, когда решающими становятся голоса селян и жителей небольших населенных пунктов, – оказались опровергнутыми. Уже на региональных выборах в октябре 2006 и марте 2007 года «Единая Россия» сделала ставку на дополнительную мобилизацию электората – прежде всего молодежного. И не прогадала.
Дело не только в том, что в регионах, где работал проект «Фактор Гвардии» (а это не были «легкие» регионы – совсем наоборот), результат «Единой России» улучшился как минимум на 3–5%. И не в том, что были созданы и весьма эффективно работали молодежные избирательные штабы партии.
Полагаю, главное, что изменило и продолжает менять ситуацию в пользу «Единой России» в молодежной среде, – новый стиль. Новый язык. Новое послание к новому, молодому избирателю. Новые технологии, от использования интернета до граффити. Драйв, одним словом.
Фото Петра Данилина
По-моему, это самая лучшая электоральная стратегия. Будучи выточенным на станках «Политзавода», послание к молодому избирателю достигает своей цели и бумерангом возвращается в «большую» партию, обновляя ее. Нередко молодые политики и технологи нащупывают нерв кампании, способный изменить и настроения основной части избирателей (так было в Санкт-Петербурге, когда небольшие, но заметные антифашистские акции «Молодой гвардии Единой России» и молодых единороссов вызвали изменение настроений пожилых людей в пользу партии).
Относительно небольшой и совсем не затратный (не считать же существенными затратами деньги на бумагу и принтер!) проект «Кадры «Единой России» в Псковской области стал, пожалуй, наиболее ярким примером эффективной электоральной мобилизации. Анкеты, распространенные в областных вузах и колледжах, призывали студентов стать членами партийного кадрового резерва. Нужно было заполнить их и отдать представителям местного отделения партии. Кто сказал, что молодежь аполитична? Кто сказал, что в Пскове у молодых избирателей нет своей позиции? Ребята принесли тысячи анкет только в одной Псковской области. Партия получила реальный кадровый резерв, с которым можно работать. И – мощный приток молодежи. И – серьезную дополнительную электоральную мобилизацию.
Сопричастность – значит поддержка. Неудивительно, что сегодня, по существу, этот же проект реализуется в общенациональном масштабе, прежде всего в программе «Профессиональная команда страны», патронируемой лидером партии Борисом Грызловым. Неудивительно, что его копируют другие партии, прежде всего «Справедливая Россия».
Копирайт на избирательных технологиях не поставишь. Поэтому и методы, и стиль работы «Единой России» с молодежью пытаются воспроизвести практически все молодежные партийные структуры. Но жесткость, энергию, напор, драйв, отличающие любой оригинальный избирательный проект, при копировании не воспроизведешь. Они или есть, или их нет.