– Екатерина Владимировна, какие преимущества у плакатов перед другими видами агитации?
– Плакаты – это очень эффективное средство воздействия на избирателей, особенно в том случае, когда человек, кандидат или партия неизвестны и им нужно достигнуть быстрой узнаваемости. Это такая яркая визуальная форма, которая в краткие сроки дает ответ на два вопроса: «Кто?» и «За что выступает?». Но плакаты применяются и для поддержания популярности. В целом можно сказать, что они живут и меняются в зависимости от ситуации во время предвыборной кампании: вначале рассказывают, что за человек или сила, затем показывают, за что они предполагают бороться. Ближе к голосованию плакаты уже содержат какой-то призыв к избирателям: проголосовать, прийти на выборы. По сравнению с другими видами воздействия на электорат – телевидением, газетами – плакаты относительно дешевы, но это все разные средства, которые выполняют различные функции, и их нужно обязательно использовать в комплексе. Так, для донесения информации, требующей осмысления, нужны другие формы, например буклеты, листовки, которые привлекают людей своим содержанием. А на плакате же содержания почти нет – даже биографию кандидата на нем людям читать неудобно.
– Насколько эффективно удается использовать преимущества наглядной агитации политтехнологам?
– Сегодня нельзя сказать, что в деле создания плакатов партии действуют особенно креативно. Плакаты довольно прямолинейны, делаются приблизительно одинаково, и можно сказать, что это кувалда, которой вбивают какую-то мысль в избирателя. В этом году стали использовать разные поводы для того, чтобы кандидат или лидер партии лишний раз появился в коммуникативном пространстве. Между тем в плакатной агитации нередко важна не столько креативность самого плаката, сколько некоторые мелочи. Многое, например, зависит от того, где расклеены плакаты, и от того, насколько их масштаб соответствует задаче кампании.
– Есть ли какие-то региональные особенности воздействия плакатов, растяжек и билбордов на население?
– При создании плакатов очень важно знать визуальную традицию разных регионов. Есть простые вещи – плакаты должны выделяться зимой и осенью на грязной стенке, а летом в зелени по цветам. Но есть такие особенности, которые сложно предугадать. Мы работали в Санкт-Петербурге и столкнулись с такой ситуацией: питерские жители очень плохо относятся к ярким цветным плакатам. Когда во время исследования предлагаемых макетов мы спросили, почему так происходит, нам одна жительница сказала: «Это же очевидно – ведь Петербург воспитан на гравюре!» Это утверждение проверить невозможно, но оно подтверждается нашим опытом, потому максимум, что можно позволить в Питере, – сделать цветную каемочку, чтобы отделить поле плаката от стены. В национальных регионах тоже есть особые традиции прочтения плакатов. Скажем, в буддийских республиках самая важная информация печатается в центре, а наименее значимая – концентрическими кругами отходит от него. И там именно так нужно размещать информацию для избирателей, а не как привыкли в большинстве регионов – сверху вниз. n
Екатерина Владимировна Егорова – президент группы компаний «Никколо М».