В Нижнем Новгороде пока внешне ничто не напоминает о предстоящих выборах в Госдуму РФ и наглядная политическая реклама в областном центре отсутствует.
Между тем пару месяцев назад в городе висело множество портретов лидера «Союза правых сил» (СПС) Никиты Белых с надписью «Достройка капитализма». На обшарпанных заборах гаражных массивов или вдоль разбитых автомагистралей плакаты с таким слоганом смотрелись странно. Как говорил региональный глава СПС Андрей Осипенко, для него появление этой рекламы было полной неожиданностью. Сейчас эти билборды уже сняты, а нижегородцам разносят газеты СПС с уже знакомым им портретом Белых. Слово «капитализм» в лозунге исчезло, а осталась только «достройка».
Как говорят в кулуарах городской администрации, щедрая наглядная агитация партии «Единая Россия» (ЕР) ожидается на День города, который празднуется 9 сентября. В этот день обычно в центр съезжаются тысячи людей из разных районов Нижнего Новгорода. Ожидается, что символика ЕР появится рядом с эстрадой, а сама партия удостоится доброго упоминания со стороны приглашенных звезд. Пока же о «Единой России» в городе напоминает только бренд местного торгового дома «Медведь», владеющего рядом магазинов и сетью минимаркетов. Его логотип с бредущим медведем и триколором над ним внешне весьма напоминает эмблему партии власти.
Впрочем, после скандальных билбордов, наводнивших улицы города в 2000 году, нижегородцев вообще трудно удивить политической «наружкой». Тогда во время губернаторских выборов весь город был обклеен плакатами, на которых жеманный юноша сообщал, что «Феи – за Андрея», а развязная девица признавалась: «Ксюшки – за Андрюшку». Надписи, которыми во множестве были исписаны стены домов, конкретизировали посыл: «Геи – за Андрея, шлюшки – за Андрюшку». Таким образом московские пиарщики помогали региональным властям в борьбе против кандидата в губернаторы Андрея Климентьева. Уровень насыщения наглядной агитации в городе достиг критического предела, Климентьев выборы проиграл, и ни одна кампания в последующие годы не могла сравниться по уровню креативности, скандальности и назойливости с «Ксюшками и Андрюшками».
На выборах в Законодательное собрание в прошлом году Нижний Новгород был обвешан плакатами «Единой России» с групповой фотографией трех региональных лидеров этой партии – губернатора региона Валерия Шанцева, мэра областного центра Вадима Булавинова и тогдашнего председателя Заксобрания Евгения Люлина. На одних плакатах их лица были изображены крупно, почти в профиль, вызывая ассоциации с Марксом-Энгельсом-Лениным. На других региональное руководство стояло на льду в форме местной хоккейной команды «Торпедо» без шайбы, но с клюшками и призывом «Болеем за наших!». Привыкшие к политическому креативу и подспудным смыслам нижегородцы тут подивились, с чего бы это начальники стоят на скользком, и про себя отметили, что слово «болеть» имеет двоякий смысл.
Более эффективной рекламой эксперты тогда признали плакат регионального лидера Российской партии пенсионеров Александра Бочкарева. Он был изображен в обнимку с колоритной старушкой – собственной бабушкой, которая воспитывала его с детства. Видимо, благодаря родственным связям героев фотография поражала непривычной искренностью, которой редко удается достичь такого рода политической продукции, и поэтому запомнилась многим.
Нижний Новгород