Политическое межсезонье породило разгул демократии на телеэкранах. Некоторым партиям позволили воспользоваться коротким летним затишьем перед грядущей избирательной бурей. В то время как присутствие политических тяжеловесов в программах федеральных каналов в последние месяцы планомерно идет на снижение, правые лидеры с помощью ТВ ведут активное наступление на умы россиян.
По данным последнего исследования компании «Медиалогия», проанализировавшей медиаактивность партийных лидеров накануне федеральной избирательной кампании, можно сделать вывод: на телеканалах разом решили, что пришло время вспомнить о демократических ценностях. К участию в телепрограммах допускаются не только проверенные вожди старых демпартий – Григорий Явлинский и Никита Белых, но и мобилизуются свежие силы обновленных «Гражданской силы» (Михаил Барщевский) и ДПР (Андрей Богданов). Что примечательно, их дают в эфир практически всегда в прямой речи. В пересказе, как известно, легко исказить смысл сказанных партлидерами слов. За что те, часто небезосновательно, и ругают телевизионщиков.
При этом о них почти никогда не говорят плохо. С начала года только два негативных сообщения было выпущено в эфир – в мае, про лидера «Яблока». Зато в следующем месяце Явлинский получил весомую компенсацию: его похвалили в июне один раз, сняли шесть отдельных сюжетов про него, в целом увеличив его присутствие более чем вчетверо. Нужно заметить, что все эти структуры, судя по всему, давно перестали (или не начинали) вести реальную работу на местах. Вместо этого они, очевидно, рассчитывают на выборах в Госдуму обойтись малой кровью, забросав из центра страну агитплакатами.
Никита Белых – лидер единственной структуры, которая, в отличие соседей по общей кухне демократической коммуналки, не только эффективно работает в регионах, но и получает неплохие дивиденды на выборах, испытывает некоторые затруднения. Снижение его присутствия в телеэфире началось, вполне логично, после громкого успеха на весенних выборах. С тех пор с 68 упоминаний в марте–апреле его показатели значительно снизились. За последние три месяца Белых вспомнили всего 20 раз. Для сравнения: у Явлинского аналогичный показатель составил – 40, у Барщевского – 42, и даже до того не существовавшего для ТВ Андрея Богданова упомянули шесть раз, и все с прямой речью.
В целом графики медиаактивности большинства отечественных политиков чаще напоминают кардиограммы человека, прямо скажем, находящегося на грани жизни и смерти. Кривые лидеров демократических сил порой совершают такие резкие скачки, словно к политикам применяют не иначе как электрошок. На сей раз, похоже, речь идет о его телевизионном аналоге.
Если посмотреть на события, вызывающие скачки медиаактивности партлидеров правого политического поля, то становится понятно, почему Белых ограничивают в доступе к телевидению.
В начале февраля на пресс-конференции глава СПС заявил, что «руководство «Единой России» для улучшения собственных позиций было заинтересовано в том, чтобы политическая партия «Союз правых сил» не была допущена к выборам».
В период подведения весенних выборов наблюдался самый большой пик цитируемости Белых по итогам кампании и дальнейшим перспективам: «Я абсолютно убежден, что «Союз правых сил» или объединенный демократический список имеет все шансы для прохождения в Государственную Думу образца 2007 года, и не просто прохождения, а формирования там достаточно серьезной фракции». Последний скачок был связан с уголовным делом, которое в апреле завела в Красноярске прокуратура на представителей местного отделения «Союза правых сил». Партийцев заподозрили в попытке помешать свободному волеизъявлению избирателей, а также в подкупе и обмане. Никита Белых заявил, что против «Союза правых сил» развернута настоящая война.
Остальным лидерам приходится изобретать себе информповоды самим. Так, самый большой всплеск интереса СМИ к председателю «Яблока» связан с июньским заявлением федерального совета партии в поддержку Григория Явлинского, имеющего за спиной уже две президентские кампании, пожелавшего принять участие в выборах президента России в следующем году. Тогда же была одобрена предложенная им предвыборная программа «Семь шагов к равенству возможностей».
В январе и марте поводом для упоминаний стало сначала участие Явлинского в московском митинге протеста против снятия оппозиционных партий с региональных выборов марта («Яблоко» сняли с выборов в Заксобрание Санкт-Петербурга), а позже в телепрограммах («Воскресный вечер» с Владимиром Соловьевым на НТВ; «25-й час» и «События. Время московское» на ТВЦ). Лидер яблочников комментировал ситуации, где, по его мнению, были допущены нарушения: в Петербурге, Балашихе и др.
Михаил Барщевский, как и многие правые лидеры, обязан самыми серьезными скачками медиаактивности телеведущему Владимиру Соловьеву. В феврале и в конце июня участие в телепередачах «К барьеру» на телеканале НТВ вызвало интерес медиа к нему и его структуре.
В июне цитируемости Барщевскому добавило заявление о том, что партия «Гражданская сила» как «единственная реальная правая сила в России» на предстоящих выборах в Госдуму может рассчитывать на 20% голосов избирателей.
Лидер ДПР Андрей Богданов должен быть обязан своим воскрешением из телевизионного небытия не только авторам телепроекта канала ТВЦ «Народ хочет знать», но собственному чувству патриотизма. Равнозначный подъем упоминаемости на телеканалах был вызван акцией ДПР в районе деревни Крюково. Руководители и активисты Демократической партии России возложили цветы и венки к мемориалу «Противотанковые ежи» на 23-м километре Ленинградского шоссе, у последнего населенного пункта, до которого дошли фашисты, откуда началось их отступление. Андрей Богданов проникновенно заявил, что для него «главное – не забыть тех, кто своими жизнями дал право нам жить, нашим детям, нашим будущим правнукам. И поэтому, конечно же, в этот день мы чтим память тех, кто отдал свои жизни за наш мир сегодня».