Безмятежности танцоров часто угрожает центробежная сила.
Анри Матисс, «Танец». Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Русская радикальная оппозиция – это бесконечный и самозабвенный хоровод людей, мало считающихся с реалиями окружающей действительности. Им трудно выбрать вождя.
«С вождем»
На фотографии – двое улыбающихся мужчин. Одного узнать нетрудно – это Гарри Каспаров, бывший чемпион мира по шахматам, лидер коалиции «Другая Россия». Рядом с ним стоит улыбающийся юноша с мелированной головой и в черной футболке. Молодой человек с восторгом смотрит в объектив, подпись под снимком, опубликованным в его блоге, не менее восторженна: «С вождем». За годы, проведенные в большом спорте и большой политике, Каспарова называли по-всякому, теперь коллекция эпитетов пополняется словом «вождь».
Юноша с мелированием – это Станислав Яковлев, сотрудник сайта Каспарова и активист молодежной организации «Смена», созданной бывшим пресс-секретарем движения «Идущие вместе» Константином Лебедевым в 2005 году. Точных сведений о численности «Смены» нет – то ли три человека, то ли пять, но «Смена» – такой же полноправный член коалиции ДР, как, допустим, ОГФ Гарри Каспарова. Из всех проектов, в которых за свою недолгую политическую карьеру участвовал Станислав Яковлев, «Смена» – самый успешный. Раньше везло меньше. После оранжевой революции на Украине Яковлев (экс-скинхед по прозвищу Рихтер) и два его товарища зарегистрировали сайт pora.org.ru (по аналогии с сайтом украинской «Поры» pora.org.ua). Они хотели продать его кому-нибудь из потенциальных спонсоров революции в России, о необходимости которой тогда говорили многие российские оппозиционеры. Но спонсора так и не нашлось, «Пора» развалилась, так толком и не родившись, Станислав Яковлев успел поработать в прокремлевской молодежной газете «Реакция», но не задержался и там, потом вроде бы разочаровался в политике и даже собрался уходить в грузчики, но тут появилась вакансия на сайте Каспарова, и с тех пор Яковлев – может быть, самый яростный сторонник «Другой России» из всех, какие только существуют. «Полтора года назад я стал гражданином «Другой России» и еще ни разу об этом не пожалел, – пишет он на каспаровском сайте. – Я не «эффективный менеджер». Я не «молодежный политик». Я не «Че Гевара». Я – обычный человек среди обычных людей. Сейчас это редкость, потому что не престижно. Но это и есть самое главное. Прочее – частности».
Блог Станислава Яковлева – может быть, самый интересный интернет-дневник в «Другой России». Года полтора назад, услышав в каком-то споре в свой адрес словечко «лузер», Яковлев, судя по всему, очень обиделся – теперь в его блоге регулярно появляются фотографии знаменитых людей в молодости с подписью «наверное, и они тоже лузеры». Фраза «я не «эффективный менеджер» – это тоже продолжение той давней полемики. Хорошо, что существуют блоги – с их помощью можно вести полемику, даже если кроме тебя в ней никто больше не участвует.
На обломках «Другой России»
Настоящие эффективные менеджеры, не нуждающиеся в том, чтобы кому-то доказывать, что они не лузеры, в «Другой России» тоже есть. Политтехнолог Марина Литвинович, когда-то работавшая в Фонде эффективной политики у Глеба Павловского, сейчас – помощница Гарри Каспарова. У нее, как и у Станислава Яковлева, есть свой блог, но восторгов по поводу «Другой России» в нем гораздо меньше. После последней конференции коалиции Марина Литвинович опубликовала в своем дневнике текст песни Виктора Цоя «Кукушка» («И если есть порох, дай огня. Вот так») с примечанием: «Это все, что могу сказать про то, что происходит с «Другой Россией» и со мной».
Что происходит с «Другой Россией» – известно, в общем, и без Виктора Цоя. После выхода из коалиции Михаила Касьянова альянс «внесистемной» оппозиции начал трещать по швам – от участия в конференции «Другой России» отказались Владимир Рыжков, Людмила Алексеева, Александр Аузан, Георгий Сатаров. Коммунистка Елена Лукьянова, участвовавшая в форуме в качестве наблюдателя, демонстративно покинула зал конференции после того, как Станислав Белковский с трибуны обвинил компартию в том, что она только изображает из себя оппозиционную силу. Националистическое крыло «Другой России» во главе с Сергеем Гуляевым, Алексеем Навальным и Петром Милосердовым вот-вот оформится в самостоятельное движение под названием «Народ», а о своих претензиях на монопольное владение брендом «Другая Россия» заявил Эдуард Лимонов, планирующий зарегистрировать под этим названием новую инкарнацию своей партии (тем более что само словосочетание «Другая Россия» впервые было использовано именно Лимоновым в его одноименной книге). Иными словами, никакой коалиции больше нет – прошлогодний форум «Другой России», выглядевший для 2006 года достаточно маргинально, по сравнению с сегодняшним состоянием организации становится недостижимой мечтой о единстве и силе.
«Нельзя победить, воспроизводя противника в уменьшенном масштабе»
Комментируя итоги конференции «Другой России», члены оргкомитета марша несогласных Петр Милосердов и Сергей Жаворонков опубликовали статью «С чем мы несогласны». Адресат несогласия – уже не власть, а лидеры самой «Другой России». «У того, кто присутствовал на завершении июльской конференции, могло сложиться впечатление, что он перенесся лет так на 20 назад и попал на заседание Пленума перестроечной КПСС, – пишут Милосердов и Жаворонков. – Но нет, «что бы ни строили – получается КПСС», прямо по Черномырдину. И вот уже появляются подпольные оргкомитеты по проведению «праймериз» (нет, чтобы сказать: «выборов») с абсурдными конструкциями выдвижения кандидатов, затем – не менее абсурдными конструкциями их утверждения (???), и уж совсем запредельного абсурда идеи формирования самодеятельных избирательных комиссий из тех же людей, которые будут выдвигать кандидатов. И с трибуны уже самоуверенно звучит: «В оргкомитет войдут люди, которым мы доверяем («мы» – это кто?), люди заслуженные и уважаемые». Граждане, вам не хватает еще званий «заслуженный другоросс», присуждаемых решением Политбюро Президиума Высшего Совета Оргкомитета «Другой России». Вы в своем уме, а? Нельзя быть оппозиционером и одновременно с тем воспроизводить конструкции власти: «я начальник – ты дурак», «это – наш человек, а это – не наш», «мы посовещались, и я решил» и так далее. Нельзя победить, воспроизводя противника в уменьшенном масштабе». Но даже критика изнутри организации уже не может заставить оставшихся в «Другой России» усомниться в своей правоте. Отвечая Милосердову и Жаворонкову, представитель партии Эдуарда Лимонова Сергей Родинов пишет: «Нам нужны не либеральные процедуры, а народная поддержка! Поймите же – легитимность, о которой все так мечтают в наших кругах, мы не приобретем строгим следованием каким-то «нормам», изложенным на бумаге. Всегда, повторяю, всегда появится какой-нибудь Милосердов и укажет, что «здесь протокол непонятный, запятая не на месте, а в оргкомитете присутствуют не те люди и, значит, полномочия его незаконны». Легитимность не достигается правильным заполнением бумажек!!! Что касается публикации данной статьи – это просто удар в спину. Для чего расхолаживать наших сторонников и самим сеять в их умах сомнения – я никак не пойму. Загадка».
Закон Черномырдина
Формула Виктора Черномырдина по поводу КПСС, в которую превращается любой политический проект в постсоветской России, действительно не утратила актуальности до сих пор. Но если в превращениях в КПСС «партий власти» нет ничего удивительного (КПСС, в конце концов, тоже была партией власти), то срабатывание этого принципа в случае с оппозиционной коалицией может выглядеть парадоксом. Объяснить этот парадокс, однако, довольно просто. Оппозиционеры могут сколько угодно критиковать власть за то, что она создает виртуальное пространство, в котором каждый день Дмитрий Медведев и Сергей Иванов делают какие-то добрые дела, а рейтинги «Единой России» неумолимо приближаются к стопроцентной отметке, но в эти игры с удовольствием играет и сама оппозиция. Разница только в том, что в распоряжении власти – федеральные телеканалы и тиражные газеты, а у оппозиции – только блоги, интернет-издания и маргинальные СМИ. Разница масштабов никак не влияет на неизменность принципа. Пока в «Другой России» есть молодые люди, мечтающие сфотографироваться «с вождем», вождям будет достаточно того придуманного мира, в котором они, очевидно, вполне неплохо себя чувствуют.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)