Отважившиеся выйти на улицу политики быстро попадают в железные руки правоохранительных органов.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Политика в России постепенно становится делом крупных корпораций, а не индивидуальностей. На федеральном уровне депутаты, которых принято называть «независимыми», исчезнут после декабрьских выборов в Госдуму. Затем, по мнению экспертов, самовыдвиженцев не станет и в регионах. О таком исчезающем явлении, как «независимые» политики, «НГ» рассказал гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
– Алексей Алексеевич, легко ли быть политиком в глубинке?
– Одновременно легко и трудно. Легко в том смысле, что большая часть ответственности с региональных политиков снята, так как практически все за них решает Центр. Потому, сделав ошибку, всегда можно сослаться на «злого дядю» в Москве и продолжать дальше ошибаться. Трудность бытия политика в регионах состоит в том, что существует определенный потолок, выше которого подняться очень трудно, если не найти хорошего лоббиста в федеральном Центре.
– Могут ли независимые политики конкурировать с партийными функционерами в глубинке?
– Противостояние двух партий власти – «Единой России» и «Справедливой России» – в регионах практически не оставляет шансов для более или менее внятной игры даже небольшим политическим объединениям. А тем более независимым политикам. Борьба двух крупных слонообразных партий создает мощный политических шум, за которым практически не слышна какая-либо другая политическая жизнь. Более того, федеральным Центром созданы все условия для того, чтобы искусственно созданные политгиганты полностью перекрыли активность иных политических структур. Поэтому вести речь о возможности серьезной конкуренции со стороны «беспартийных» политиков, особенно в регионах, мы сейчас, к сожалению, не можем.
– Собкоры «НГ» сообщают, что на местных политиков регулярно происходят нападения, в которых сами пострадавшие видят политическую подоплеку. Является ли это свидетельством неполитического давления на оппозицию со стороны местных властей?
– За большинство подобных акций я бы переложил ответственность на плечи местных политобъединений, которые позиционируют себя как партии власти. Налицо не только злоупотребление административным ресурсом, но и служебным положением со стороны местных властей. Они, получив доверие президента и определенные установки от Кремля, оставляют за собой полную свободу политического маневра. А проявления этого маневра зависят только от политической культуры того или иного политического деятеля и его команды. В эту канву, в частности, полностью вписываются проблемы в Архангельской области. Там частный конфликт между губернатором Николаем Киселевым и мэром Александром Донским перерос в политический кризис, и причиной сложившейся ситуации является нежелание понимать друг друга Киселевым, Донским и полпредом в Северо-Западном округе Ильей Клебановым.
– Есть ли сегодня у региональных политиков возможность выйти на федеральный уровень?
– Коридор, по которому региональные политики могли бы перейти из состояния региональной элиты в состояние элиты федеральной, очень узкий и сугубо партийный. То есть подняться «наверх» сейчас можно только в рамках двух партий власти. Есть еще «задние двери», через которые пытаются пройти некоторые – менее крупные партии. Но у коммунистов тут все расписано на много лет вперед, в ЛДПР и СПС перетекание регионалов в федералы тоже значительно ограничено. Случайных людей там просто не осталось, так что и «задние двери» пропускают единицы политиков. Да и то исключительно по знакомству, причем в кремлевской администрации. С учетом того, что федеральный парламент будет выбираться по партийным спискам, можно уверенно прогнозировать, что партийные депутаты вытеснят независимых политиков в регионах уже в самое ближайшее время.