Результаты наших исследований свидетельствуют, что россияне мало интересуются политикой, однако считают выборность органов власти важным инструментом сохранения стабильности и демократического порядка в государстве. При этом граждане в большинстве своем считают, что стране нужны 2–3 крупные парламентские партии. В этой связи введение 7-процентного барьера для прохождения партий в Госдуму было в целом позитивно воспринято в обществе.
Избиратели ждут от политических партий помощи в своих насущных делах, позитивной работы на местах. С этим связано то, что россиян, которые считают, что партия должна иметь первичные ячейки на местах, больше, чем тех, для кого важнее программа и лидер партии.
Любая политическая партия перед выборами сталкивается с необходимостью принимать решение о том, каким образом распорядиться своим ограниченным бюджетом. Руководству партий приходится решать, какую часть из него потратить на политическую рекламу, а какую на «работу с избирателями». Среди политтехнологов на этот счет существуют две крайние точки зрения. Первая: «избирателей раздражает реклама, им нужны не политические декларации в СМИ, а конкретная помощь в практической жизни». Вторая: «не испытывайте иллюзий по поводу благодарности избирателей, вы можете чинить им крыши и заборы, а потом они проголосуют за ваших конкурентов, которые более активны в информационном поле».
Практика политических кампаний последних лет может как подтвердить, так и опровергнуть обе эти концепции. Есть удачные и неуспешные примеры избирательных кампаний, ведущихся на основе как первого, так и второго варианта видения ситуации.
Истина, по всей видимости, лежит, как всегда, где-то посередине между крайними точками зрения. Для того чтобы привлечь симпатии избирателей, партиям необходимо не только активно помогать в решении практических проблем людей. Эта деятельность должна быть эффективно донесена и грамотно подана избирателям.
Люди должны понять, что помощь им со стороны партии – не разовое действие, не предвыборный трюк, а естественный элемент реализации стоящих перед ней задач. Эта помощь является подтверждением того, что вся деятельность партии также направлена на решение социальных проблем жителей нашей страны. До избирателей необходимо донести, что партия всеми средствами стремится помочь им: и сугубо практически на уровне решения бытовых проблем, и тогда, когда добивается принятия законов, отстаивающих интересы социальных групп, к которым они принадлежат.
Таким образом общество узнает, что партия помогает как отдельным избирателям, так и их большим группам. Причем до сведения больших групп избирателей, объединенных общими социальными задачами (будь то пенсионеры, студенты, предприниматели, бюджетники или др.), доводится информация о том, что именно данная партия стремится и в состоянии помочь в решении их проблем. И этот месседж необходимо адресно донести до каждого члена группы.
Такой комплексный подход, предполагающий и адресную помощь конкретным избирателям, и политическую работу с их большими группами, может дать наибольший электоральный эффект в ходе избирательной кампании.
Отношение избирателей к семипроцентному барьеру и партиям-однодневкам | ||||
---|---|---|---|---|
1. В настоящее время для того чтобы пройти в парламент, политической партии необходимо на выборах набрать не менее 7% голосов избирателей. С каким из ниже приведенных суждений вы скорее согласны? | Необходимо сохранить семипроцентный барьер для прохождения партий в парламент | 56 | ||
Необходимо существенно снизить этот барьер | 14 | |||
Затрудняюсь ответить | 29 | |||
Нет ответа | 1 | |||
2. В России существуют партии, организованные по разным принципам. Одни стремятся к массовости, к созданию первичных организаций партии на местах. Другие полагают, что численность партий не столь важна, главное – чтобы партия в ходе выборов имела привлекательную программу и известных лидеров. Как вы считаете, какой тип партий больше нужен нашей стране? | Скорее первый | 42 | ||
Скорее второй | 31 | |||
Затрудняюсь ответить | 26 | |||
Нет ответа | 1 | |||
Данные ВЦИОМа – результат опроса, проведенного по просьбе ⌠НГ■ |