Когда в начале осени президент объявит избирательную кампанию, это будет уже настоящий эндшпиль. Количество хороших ходов будет ограниченно, и игрокам останется только еще раз убедиться: умным хорошо оказаться заранее. Потому что сейчас идет самая важная часть игры – миттельшпиль. Все еще в твоих руках: занимай себе правильные позиции, накапливай резервы да просчитывай ходы. Чем все партии как раз и занимаются. Но вот станут ли они делать внутренние рокировки, на что пока еще есть время? Нас, конечно, прежде всего интересует многими любимая «Единая Россия». Она именно теперь затеяла новое полезное дело: прямо перед выборами хочет заменить своими партийцами всех асфальто- и шпалоукладчиков, коммунальщиков и дворников. А последних, наоборот, намерена чохом принять в свои поредевшие ряды. И чем это вам не рокировочка?
Однако меня как человека думающего (см. родовое имя) заботили более важные кадровые перемены. Провел некоторые изыскания в кулуарах нижней палаты. И, представьте, от услышанного тут же захотелось обнулить все свои кредитные карточки и сбежать на Украину. Случилось страшное: говорят, Борис Грызлов перестал нравиться президенту! Как личность, разумеется. Якобы спикер решил, что он все-таки не какое-нибудь пятое–шестое–седьмое лицо в государстве, а третье. Или как максимум четвертое. Тут вы скажете: мало ли, что решил. Главное, молчит в тряпочку. Таки нет! Не молчит! Позволил себе произнести эту крамолу – правда, в узком кругу. Ну вы-то знаете, что ни один круг не бывает слишком узким. Вот и решил кто-то из своих, видимо, Грызлову не поверивших, перепроверить информацию в Кремле. И тут же, разумеется, поползли слухи по Охотному Ряду: будет у нас теперь другой лидер партии еще до выборов! Все-таки противные они ребята, эти кремлевские, – человеку даже помечтать не дают. Виртуально оттесняют от руля.
Чтобы не утомлять перечислением имен тех, кого на его место прочат, советуем зайти на партийный сайт, ткнуть в плашку «Высший совет» и выбрать претендента самостоятельно – там они как раз все и указаны. Но об одном товарище скажем подробнее. Возьмите генсека Вячеслава Володина. Не в кандалы, а на заметку. Казалось бы, он лично известен Владиславу Суркову со всех сторон, но ведь и о нем пошли всякие слухи. Мол, разонравился он кураторам: партию совсем распустил, ссорится и с коллегами, и с губернаторами, по его протекции причем рассаженными по регионам. В общем, гудит партийная масса, и потому его обязательно рокирнут.
А уж популярнее разговоров о приходе под крышу ЕР кого-то из кандидатов в путинские преемники или эрзац-президенты 2008–2012 годов сейчас вообще ничего нет. Более того, доболтались единороссы даже до того, что в первой тройке федерального списка их партии окажется и сам Сурков, который потом (чего только в жизни не бывает!) станет думским вице-спикером. Да может и вообще первым вице-спикером оказаться – ведь он же большой ученый.
Но вот вам о Суркове уже не слух, а настоящий разговор с одним из кремлевских деятелей. Услышав пересказ болтовни о появлении в охотнорядских интерьерах этого главного мозга власти, тот вовсе не засмеялся, а лишь грустно сказал: «Каждый даже самый высокопоставленный чиновник когда-то должен уйти – и мы к этому относимся философски». А вы бы разве не восприняли такой ответ как полное подтверждение этого невероятного слуха?