Госканалы, похоже, окончательно потеряли интерес к нацпроектам и их главному куратору.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Интерес СМИ к национальным проектам (НП), тесно связанным с именем одного из возможных преемников президента – первого вице-премьера правительства Дмитрия Медведева, ощутимо упал. Любопытно, что заметный спад популяризации детища Владимира Путина, наметившийся в феврале, когда министр обороны Сергей Иванов был уравнен с бывшим главой кремлевской администрации по всем позициям, в том числе и в доступе к медиаресурсам, окончательно оформился только к маю. Очевидно, директива «сдувать» рейтинг Медведева, а вместе с тем и нацпроектов, способных в силу ряда обстоятельств играть только на антирейтинг не только Дмитрия Медведева, но и власти в целом, полностью вступила в силу.
Напомним: с момента, когда первый вице-премьер возглавил это направление, социальные инициативы главы государства в политологических кругах рассматривались началом его предвыборной кампании. И первое время нацпроекты считались довольно эффективным инструментом для раскрутки Медведева. Однако в последнее время они не только приобрели в народе иронично-ругательный смысл, но и явно впали в немилость у журналистского сообщества. Даже работники СМИ часто объясняют нехватку льготных лекарств побочным эффектом реализации НП «Современное здраво-охранение», а рост цен на жилье – провалом НП «Доступное и комфортное жилье». По данным информационно-аналитической системы «Медиалогия», особенно ярко эта тенденция проявилась на телевидении. Так, еще в апреле о нацпроектах было упомянуто на телевидении более 130 раз, а в мае уже почти в два раза меньше – всего 66. И хотя упоминаемость социальных инициатив президента в целом по СМИ все еще довольно высока, количество сюжетов, посвященных НП, в десятки раз меньше. Так, на том же ТВ количество показанных федеральными каналами сюжетов, где НП играют главную роль, в этот период сократилось с 15 до 7. И если кривая количественного присутствия нацпроектов еще переживает свои всплески, то график индекса информационного благоприятствования (ИИБ) уже давно, с февраля, стремится к снижающейся прямолинейности.
Контекст освещения двух наиболее важных социальных инициатив «Современное здравоохранение» и «Доступное и комфортное жилье», согласно замерам «Медиалогии», приобретает все чаще конфликтный и негативный характер даже на госканалах. Так, на ТВ в январе появилось только одно такое сообщение, в феврале – 5, в марте – 8, а в апреле уже 12. Планомерно снижается количество положительных отзывов: январь – 8, февраль – 16, март – 5, апрель – 10, май – 3.
Проблемы здравоохранения эксперты вообще считают тонким местом, способным повлиять на ход грядущей федеральной избирательной кампании – как парламентской, так и президентской. Поскольку нацпроекты спровоцировали рост электоральных ожиданий, которые власти явно не успевают, а может, и не собираются удовлетворять. И вопреки ожиданиям экспертов так называемый закон Токвиля может заработать уже в этот избирательный цикл. К счастью, существует еще громоотвод в лице министра здравоохранения Михаила Зурабова, которого можно всегда отправить в отставку.
Любопытно, что мартовский громкий скандал с выдвижением ультиматумов партией власти главе Минздравсоцразвития почти никак не повлиял на характер освещения НП «Современное здравоохранение». Его, судя по данным «Медиалогии», вообще старались не замечать. В этом месяце не было показано про этот нацпроект ни одного сюжета ни на одном канале телевидения. Пик информационного благоприятствования пришелся на конец января – начало февраля, когда было объявлено о пополнении парка машин «скорой помощи» 5,5 тыс. медучреждений, о допвыплатах 680 тыс. медработников среднего и младшего звена, а также о том, что из бюджета выделено на реализацию НП еще 65,7 млрд. руб. В этот же период Медведев заявил о введении в России системы оценки качества работы врачей.
Долгое время другой нацпроект «Доступное и комфортное жилье» поддерживал своим авторитетом сам Владимир Путин. Согласно исследованию «Медиалогии», именно в эти периоды, например во время обсуждения жилищных проблем на заседании президиума Госсовета в Казани 19 января или упоминание НП в ежегодном Послании президента Федеральному собранию, информационное присутствие самого проблемного нацпроекта в положительном контексте переживало самые высокие скачки. Выступления Медведева же почти не влияют на рост упоминаемости нацпроектов в СМИ. В то же время очевидно, что жилищный нацпроект бьет сильнее остальных по самому их куратору. Тогда как про главу Минрегионразвития Владимира Яковлева, также ответственного за торможение реализации этого направления, никто уже и не помнит.
Нацпроект «Эффективное сельское хозяйство» уже давно превратился в невидимку. Его количественное присутствие в СМИ самое низкое, а всплески роста упоминаемости, равно как и индекса ИБ, странным образом никак не соотносятся с главными событиями, происходящими в рамках его реализации. За полгода телеканалы показали только 14 сюжетов о нем, при этом он получил только один негативный отзыв. Меньше всего возникает конфликтных ситуаций, а также поводов для критики со стороны всех СМИ по поводу НП «Качественное образование» (183 упоминания). ТВ не высказалось критически в его адрес ни разу. Возможно, поэтому и хвалить его необходимость возникает реже – за 5 месяцев всего 432 раза. Для сравнения: неоднозначное в народном сознании «Современное здравоохранение» удостоилось похвал журналистов за тот же период 693 раза. А телевизионщики хвалили его чаще других в лидерах по положительному освещению и на телеканалах (35).
Как видно из исследования «Медиалогии», сюжетов про нацпроекты телевизионщики снимают примерно равное количество – около 14–16. За период январь–май выбился вперед только жилищный – 27 показов. Но если учесть, что большинство из них (16) были сняты в январе, когда проходил президиум Госсовета в Казани с участием президента, то выходит, что о «любимой мозоли» ТВ стараются власти не напоминать и общественность лишний раз не будоражить.
Интересна и статистика по каналам распространения информации о нацпроектах. Согласно рейтингу наиболее активных в этом плане СМИ, составленному аналитиками «Медиалогии», чаще всего о реализации социальных инициатив президента граждане узнают из агентств второго и третьего порядка. Еще популяризацией президентских инициатив занимаются мало кому известные сайты. Абсолютным лидером по количеству упоминаемости нацпроектов является частное агентство Regnum, специализирующееся на сборе информации из регионов. Только в освещении сельскохозяйственного нацпроекта ему пришлось уступить пальму первенства профильному сайту Agronews.ru.
Что касается инструментов государственной пропаганды, в рейтинге «Медиалогии» присутствуют только информагентства – РИА Новости и ИТАР-ТАСС. А кроме того, «Российская газета», занявшая 10-е место по освещению «Современного здравоохранения». Агентства же занимают в этом топе далеко не первые места: в среднем между 4-й и 7-й строчкой. Любопытно, что в нем нет ни одного телеканала.
Совсем иначе выглядит топ СМИ по количеству положительных отзывов. Больше всего сохранять лицо угасающим инициативам помогают (кроме упомянутых выше агентств и «Российской газеты») и информационные программы Первого канала, канала «Россия», газета «Известия», радио «Россия» и «Маяк». Еще одна любопытная деталь. Большая часть информации остается в Москве – примерно 41%. Остальная распределяется преимущественно по самым электорально значимым городам и областям Северо-Западного, Приволжского, Сибирского и Южного федеральных округов.