На последнем дыхании, на финишной черте Дума занялась в начале лета оперативным утверждением бюджетов разнообразных фондов. Причем, принимая расходы по социалке, парламентарии проявили невиданную бережливость, местами переходящую в скопидомство. А вот когда дошло дело до нанотехнологий и очередной модернизации ЖКХ, отстегнули по полтриллиона рублей, сразу выделили, не торгуясь. Объяснение простое: пенсии и пособия платятся сейчас. И если что не так, то избиратель сразу это чувствует. А вот когда древние замыслы советских ученых и очередные новые дома для каждого россиянина появятся в действительности, выбираться будет уже не пятая, а шестая-седьмая Думы.
Так что думские партии больше думают о совсем других фондах – избирательных. Как известно, самая крупная из них недавно изрядно подгадила своим конкурентам. Единороссы запретили тем НКО, в учредителях которых есть компании даже с малой долей госкапитала, жертвовать на партийные нужды. Знающие люди говорят: ведь ЕР уже воспользовалась их услугами, закачав полученные деньги в региональные фонды поддержки самой себя, любимой. Но, судя по всему, денег оказалось так много, что пришли в волнение даже кремлевские кураторы ЕР, сообразив, что на самом деле на выборы столько потратить невозможно. Вывод был сделан однозначный: добрая часть денег просто разойдется по карманам. И меры стали предприниматься незамедлительные и довольно суровые.
Еще один сюжетец имеет любопытную подоплеку. В конце прошлой недели Федеральная антимонопольная служб напомнила, что политической рекламы на улицах в этом году не будет. Все сразу же бросились утверждать, что это последний удар по оппозиции: мол, на ТВ ее не пускают, а тут и билборды хотят отнять. Но вот высокопоставленный кремлевский чиновник сообщил «НГ», что за оппозицию бояться не надо. «Должен же кто-то позаботиться о моральном облике «Единой России», если она сама не может этого сделать» – так прокомментировал он фактический запрет политической «наружки». А потом объяснил: обыкновенно именно через билборды деньги из общественных касс перетекают в личные тумбочки высоко-, средне- и даже низкопоставленных партийных функционеров. Так что кремлевские няни решили, что столько карманных денег у детишек быть не должно. Впрочем, няни – это наемные работники, а ведь есть еще и родители. Собеседник «НГ» признался: «Пока решение о запрете вроде бы твердое, но они, наверное, все-таки попробуют уговорить Суркова отменить его».
И все-таки гораздо больше – по причине своей первоначальной загадочности – думских наблюдателей потрясло совсем другое происшествие. В одном из последних номеров «Парламентской газеты» был напечатан кроссворд, вызвавший у экспертов прямо мозговой скрип. Ведь не секрет, что после кадровых и финансовых изменений в жизни этого издания подавляющее влияние на него оказывает Сергей Миронов. А тут кроссворд, в котором 5 вопросов из 39 посвящено секретарю генерального совета партии «Единая Россия», первому заместителю руководителя думской фракции ЕР и, наконец, вице-спикеру нижней палаты Вячеславу Володину.
Предполагается, что угадавший сначала его фамилию читатель должен узнать о нем все: и где он родился-учился, и как зовут его дочь, и какую научную степень он имеет. Наиболее зловредные эксперты сразу же сказали: мироновцы ссорят Грызлова с Володиным, как раньше Кремль сталкивал Зюганова с Купцовым. Но более проницательные с ними не согласились и сказали: да ведь Миронов теперь дерется как раз с коммунистами, а кроссворд – это не что иное, как сигнал единороссам о мире. Мол, история уже показала, что война на два фронта к добру не приведет. Если это так, то новый кроссворд должен быть посвящен первому вице-спикеру Олегу Морозову. У него ведь с главой «Справедливой России» одно время была очень жесткая полемика.