Правительство внесло в Госдуму законопроект «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Факт редкий и отрадный: власть сама решила избавиться от своего извечного хамского высокомерия, не оставляющего времени на то, чтобы объясниться с людьми.
Припозднились, конечно. Ведь наша Конституция предусматривает право граждан свободно искать и получать информацию любым законным способом и обязывает соответствующие государственные органы информацию предоставлять. Эти нормы воспроизводят, только и всего, международные принципы, которые закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года. Оттого что до сих пор не реализованы эти базовые принципы, Россия занимает 40-е место в рейтинге прозрачности государственной власти. Поскольку мест там всего 48, то мы уместились лишь на две позиции выше Нигерии.
Этот законопроект приняли недавно в первом чтении в пакете с двумя другими: поправками в Кодекс об административных нарушениях, предусматривающими ответственность должностных лиц за нарушение прав граждан на доступ к информации и изменениями в статьи 38 и 39 Закона «О средствах массовой информации». Если штрафные санкции для чиновников, не предоставляющих гражданам информацию, можно только приветствовать, то вторжение в закон о СМИ в данном случае превращает доброе дело открытости и общедоступности информации в злонамеренный фарс, издевку.
Поправка в статью 38, судя по пояснительной записке, теперь регулирует «общий порядок предоставления информации» для граждан и СМИ. Ныне по Закону «О средствах массовой информации» чиновники обязаны предоставлять журналистам сведения по их запросам в течение трех дней. По новому же закону о «прозрачности» власти – в течение 30 дней, как и всем остальным гражданам. Кому интересны будут заметки, теле- и радиопрограммы, рассказывающие о событиях, случившихся месяц назад?
Отмечу, что это положение в корне противоречит статье 49 закона о СМИ, где записано, что профессиональным долгом журналиста является сбор информации в общественных интересах. Приравнивание же журналистов к рядовым гражданам, которые, естественно, действуют в своих частных интересах, приведет к неоправданным трудностям в их работе, а значит, нанесет ущерб конституционному праву десятков миллионов граждан на получение информации. Не дикость ли, по новому закону об «открытости» власти журналист, которому нужно будет получить интервью у главы местной администрации, окажется теперь в общей очереди с жителями, которые пришли за справками.
И, наконец, о поправке в статью 39 закона о СМИ. Не чем иным, как потемнением в чиновных умах, ее объяснить нельзя. По ныне действующему закону журналист имеет право запрашивать информацию в «государственных органах и организациях, общественных объединениях». Поправка убирает слова «государственные органы» из этого перечня. Так что, милости просим, запрашивайте информацию в обществах собаководов или любителей бабочек...
Такое вот получается «повышение информационной открытости органов государственной власти»...