Чуть больше полугода осталось до ближайших выборов в Госдуму РФ. По мнению экспертов, результаты предстоящего голосования напрямую будут зависеть от того, как партии станут взаимодействовать с избирателями в ближайшие несколько месяцев. О политической жизни партий и избирателей в регионах «НГ» рассказал политолог Константин Симонов.
– Константин Васильевич, сложилась ли на сегодня в России политическая культура?
– Боюсь, что нет. Уровень политической грамотности населения оставляет желать лучшего. Большинство жителей находятся на позициях простых решений – «взять все и поделить», и оперируют простыми политическими лозунгами: «кругом жулики», «одни жируют, а другие сидят без штанов, где же социальная справедливость?» Понимание, что такое политика, партии, парламент, весьма условное. А создание партий снизу предполагает гражданское участие и осознание того, что от тебя что-то зависит и ты что-то можешь сделать. В политику в основном идет молодежь, но та, которая видит в ней не средство отстаивания прав населения, а способ сделать карьеру. Для них главное – пробраться в систему. На региональном уровне политика – это обычно удел, к сожалению, либо городских сумасшедших, либо карьеристов.
– Как вы оцениваете работу партий в регионах?
– В начале и середине 90-х партийная жизнь в регионах была гораздо интенсивнее. Многие пытались играть в политику – от бизнесменов до журналистов. Все, кто обладал финансовым или символическим капиталами, пытались участвовать в партийной жизни. Сегодня происходит укрупнение партийных структур, но их суммарное количество стремительно сокращается. «Единая Россия» во многих регионах достаточно активно сотрудничает с властями федерального и губернаторского уровня и в этом плане имеет определенные возможности для того, чтобы развернуть свою партийную машину. «Справедливая Россия» делает во многих регионах ставку на муниципальный уровень власти, это тоже определенное влияние. Инерционная система у КПРФ, которая пока способна привлекать к своим акциям немалое количество активистов. Но они из-за возраста подвержены естественной убыли. А вот ЛДПР, СПС и «Яблоко» превращаются в точечные структуры. В одних регионах они достаточно неплохо работают, а в других представлены маргинально – если и есть активисты, чаще всего это бизнесмены средней руки, которые за счет участия в партии пытаются влезть в местную политику.
– Сложившаяся партийная система отражает настроения населения?
– Я думаю, что население вполне заслуживает той партийной системы, которая на сегодняшний день существует. Партия по классическим схемам – это структура, которая должна работать с низами, и многие политические партии возникали снизу. Но в России этого нет еще и из-за крайне низкого уровня политической активности населения. Не потому, что государство препятствует, бьет по рукам. Но мы видим, что на тот же марш несогласных выходит 500, 1000 человек. А созданные сверху партии лишь паразитируют на настроениях, о которых я уже сказал. Уже не первая кампания происходит, и все равно население клюет на откровенно популистские лозунги; боюсь, что предстоящая кампания будет еще более популистской, чем прошлые.