Обитатели Живого Журнала – особая каста потребителей политической информации.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
Пользователи блогосферы осведомлены об устройстве российской власти гораздо лучше, чем обыватели, не пользующиеся интернетом. Рядовой блоггер прекрасно знает: власть персонифицирована в депутате Алкснисе (он же «чиновник категории А») и «кремлевских политтехнологах» Тимофее Шевякове и Павле Данилине, работающих в зловещем ФЭПе.
Казус Алксниса
Пик политической карьеры Виктора Алксниса пришелся на последние месяцы существования СССР, когда депутатская группа «Союз», в которую входил Алкснис, была излюбленным пугалом журналистов демократических газет, часто и с удовольствием писавших о неизбежном приходе к власти «черных полковников» (Алкснис и его коллега по «Союзу» Николай Петрушенко носили именно это воинское звание). Вышло все, однако, совсем не так. «Черные полковники» к власти так и не пришли, группа «Союз» прекратила свое существование вместе с самим Советским Союзом и его парламентом, а Алкснис затерялся где-то среди многочисленных функционеров многочисленных левых партий, появлявшихся в те годы практически ежедневно. В большую политику ему вернуться так и не удалось – несмотря даже на то, что в 1999 году с третьей попытки он сумел избраться депутатом Госдумы по Одинцовскому одномандатному округу. С тех пор он один из четырех с лишним сотен обыкновенных российских парламентариев. Не лидер фракции, не председатель комитета и даже не записной думский скандалист. Просто депутат, которому, сидя в задних рядах думского зала, остается только вспоминать о тех благословенных временах, когда в газете «Куранты» писали о «черных полковниках» и когда депутат Алкснис ежедневно давал интервью, обещая сформировать «правительство национального спасения», в которое должны войти самые разные советские политики – «от Собчака до Назарбаева».
Но несмотря на такую, в общем, не самую блистательную политическую карьеру, видеть в Викторе Алкснисе героя картины Василия Максимова «Все в прошлом» все-таки нельзя. В 2007 году Виктор Алкснис неожиданно снова стал популярен и известен. Пожалуй, только Евгений Ройзман, глава знаменитого екатеринбургского движения «Город без наркотиков» (Ройзман уже почти два года ведет собственный интернет-дневник), сегодня может составить Алкснису конкуренцию в борьбе за звание самого узнаваемого депутата Госдумы среди пользователей российского интернета.
Дело в том, что 3 февраля Виктор Алкснис завел свой блог на сайте Livejournal.com (Живой Журнал, ЖЖ). В тот же день у начинающего блоггера случился первый сетевой конфликт – пользователь под псевдонимом Tarlith (сотрудник Фонда эффективной политики Тимофей Шевяков) обвинил депутата во лжи, используя при этом ненормативную лексику, а депутат, вместо того чтобы написать в ответ что-нибудь вроде «Сам дурак», направил в Генпрокуратуру заявление с требованием возбудить против Шевякова уголовное дело за оскорбление должностного лица при исполнении обязанностей (как пояснял сам Алкснис, ведение дневника в интернете он считает именно исполнением обязанностей – точнее, виртуальной встречей с избирателями). Инцидент обсуждали в блогах почти месяц, Алкснис стал интернет-знаменитостью и остается знаменитостью до сих пор. И хотя большинство блоггеров относится к Алкснису с иронией, а то и просто с плохо скрываемой антипатией, значения это не имеет – Виктор Алкснис от этого не перестает быть звездой ЖЖ. В клуб знаменитых блоггеров он уже принят.
В этом клубе помимо Алксниса и уже упомянутого Ройзмана – лидеры «Союза правых сил» Никита Белых и Демократической партии России Андрей Богданов, сатирик и политик Виктор Шендерович, лидеры и активисты практически всех молодежных политических движений, политологи и политтехнологи, журналисты, пресс-секретари политических партий. Свои блоги ведут помощники исключенного из ЛДПР депутата Николая Курьяновича (пишут о последних выступлениях и поездках своего начальника), сын Дмитрия Рогозина Алексей (пишет о политической деятельности своего отца). Особняком стоят блоги политиков, авторство которых вызывает у аудитории сомнения, – распространено мнение, что блоги депутата Госдумы Александра Лебедева, лидеров «Молодой гвардии – «Единой России» Ивана Демидова и «Демократического союза» Валерии Новодворской, беглого олигарха Леонида Невзлина ведут специально нанятые «литературные негры», поэтому всерьез к этим дневникам блогосфера, как правило, не относится.
Впрочем, перечисленные имена свидетельствуют о том, что говорить о тотальном взаимном проникновении политики и блогосферы пока нельзя. Алкснис, Ройзман, Белых, Богданов, Курьянович, Шендерович, Рогозин – к этим именам российская политика, безусловно, не сводится. А значит – до регулярных виртуальных перебранок между, допустим, лидерами крупнейших парламентских фракций или губернаторами конкурирующих регионов нам еще далеко, хотя наверняка рано или поздно все так и будет. Но это – не единственный и не главный вывод из того, в каком состоянии находятся отношения между российской политикой и российской блогосферой сейчас.
Уже не смешная штука
Российской блогосфере – шесть лет. Датой ее рождения принято считать 1 февраля 2001 года, когда филолог из Тарту Роман Лейбов оставил в своем ЖЖ первую запись со словами «Попробуем по-русски. Смешная штука» и вместе с другими блоггерами-энтузиастами (прежде всего Михаилом Вербицким, Антоном Носиком и Иваном Давыдовым) приложил максимальные усилия к тому, чтобы блогами обзавелись все сколько-нибудь значительные деятели отечественного интернета. Усилия даром не пропали. ЖЖ очень быстро приобрел фантастическую популярность, собственные дневники появились и у тех, кто никогда не слышал о Романе Лейбове и его друзьях. Когда в прошлом году компания «Яндекс» запустила обновленную версию своего рейтинга блогов, оказалось, что практически никто из ветеранов ЖЖ не вошел в первую десятку самых авторитетных блоггеров, а первое место в этом рейтинге досталось новичку ЖЖ Самсону Шоладеми – чернокожему российскому журналисту, работавшему тогда в бульварной «Экспресс-газете» и публиковавшему в своем блоге самые желтые новости. Из игрушки для узкого круга ЖЖ окончательно превратился в демократичное развлечение для всех.
Для неофитов ЖЖ – уже не просто «смешная штука», а целая жизнь или, по крайней мере, единственный постоянный источник информации. Как телевизор для пенсионерки из отдаленного райцентра. Разница только в том, что если пенсионерка-телезрительница смотрит программу «Время» и концерты Евгения Петросяна, то блоггер следит за виртуальными приключениями Алксниса и Шевякова. Пребывая при этом в полной уверенности, что те приключения и есть политика, а другой политики нет.
В итоге получается так, что политик Виктор Алкснис занимает в сознании блоггера гораздо большее место, чем, например, политик Борис Грызлов (в самом деле – ведь у Грызлова нет блога!), а маститый, но далекий от интернета Андрей Колесников из влиятельного «Коммерсанта» гораздо менее знаменит в блогосфере, чем, допустим, юный репортер маргинального журнала The New Times Илья Барабанов (по совместительству – популярный блоггер). Из поля зрения среднестатистического блоггера часто выпадают самые заметные в «офлайновой» жизни явления, события и люди – а самые незначительные, но по каким-то причинам описываемые в блогах вещи, напротив, делаются наиболее обсуждаемыми. Переговоры в Катаре по поводу «газового ОПЕК» не имеют никаких шансов в борьбе с очередным пикетом из десятка активистов – блогосфера будет обсуждать именно пикет, а не переговоры. Потому что у пикетчиков есть свои блоги, а у переговорщиков – нет.
Ярче всего этот перекос был виден во время онлайн-конференций Владимира Путина и Дмитрия Медведева – блогосфера фактически не заметила ничего из сказанного всерьез президентом и первым вице-премьером, зато долго и оживленно обсуждала их ответы на шутливые вопросы блоггеров (Путина, в частности, спрашивали как он относится к тому, чтобы использовать для охраны границ России огромных человекоподобных роботов, а Медведева – что он думает о Медведе, персонаже популярной в ЖЖ картинки «Превед!», на которой Медведь приветствует занимающуюся любовью в лесу парочку).
Вести или не вести блог – личное дело каждого, а раз так – конфигурация блогосферы зависит от множества случайных факторов. По какой-то причине ЖЖ традиционно популярен, допустим, среди мелких клерков Фонда эффективной политики Глеба Павловского (обидевший Виктора Алксниса Тимофей Шевяков – один из таких пользователей). Более близких к Кремлю людей среди пользователей ЖЖ нет, поэтому неудивительно, что именно ФЭП для большинства интересующихся политикой пользователей стал олицетворением всей российской власти – многие блоггеры всерьез уверены, что именно Шевяков или, скажем, его коллега по ФЭПу Павел Данилин – это те самые серые кардиналы Кремля, которые определяют его политику, допустим, в отношении оппозиции или стран СНГ. Во время оранжевой революции на Украине именно на фэповца Алексея Чадаева (позднее, став членом Общественной палаты, Чадаев закрыл свой блог) украинские блоггеры-революционеры обрушивали всю свою ярость, предназначенную для Виктора Януковича, Леонида Кучмы и Владимира Путина одновременно. Интересно, что Глеб Павловский, у которого нет своего блога, также донельзя демонизирован блогосферой – для блоггеров он воплощен в Данилине, Шевякове и Чадаеве, и те, кому приходится полемизировать с этими пользователями, уверены, что на самом деле они спорят с самим Павловским.
Повестка дневника
Напрашивается, таким образом, еще один вывод: блогосфера – это сборище наивных и недалеких людей, имеющих весьма смутное представление о реальности и поэтому не способных правильно ее оценивать. В известном смысле так оно и есть, но нельзя забывать еще об одном крайне важном обстоятельстве. Журналисты.
Сотрудники газет, журналов, информагентств, интернет-изданий и (почему-то в меньшей степени) радиостанций и телеканалов традиционно составляют весьма внушительную часть российской блогосферы. Именно они связывают мир, населенный шевяковыми, алкснисами и другими «огромными человекоподобными роботами», со всем российским обществом – читателями, слушателями, телезрителями и просто невовлеченными в блогосферу пользователями интернета. То, о чем пишут и спорят в блогах, превращается таким образом в альтернативную повестку дня, которая, как выясняется, вполне способна выдерживать конкуренцию с той повесткой, которую предлагают власть и оппозиция. Классическим случаем такого превращения можно назвать скандал с Филиппом Киркоровым, обматерившим летом 2004 года в Ростове журналистку Ирину Ароян – вначале в ЖЖ кто-то обратил внимание на крохотную заметку об этом инциденте, опубликованную «Комсомольской правдой», потом силами нескольких блоггеров был создан сайт «Миллион против Киркорова», потом о скандале подробно написали газеты, потом подключилось телевидение – в итоге о Киркорове и Ароян вся страна говорила до Нового года. Говорила, заметим, гораздо более активно и заинтересованно, чем, например, о «деле ЮКОСа».
Из более свежих случаев использования этой же технологии стоит вспомнить прошлогодний скандал, связанный со строительством нефтепровода по берегу Байкала (вначале – блоггерское возмущение, потом публикации в СМИ, потом – митинги, чаще всего организуемые именно силами ЖЖ-общественности, и, финалом всему, вмешательство президента) или совсем свежую историю с конфликтом между студентами социологического факультета МГУ и деканом Владимиром Добреньковым (скандал на соцфаке, который расследовала сформированная ректором комиссия и о котором подробно писали практически все российские СМИ, начался с того, что несколько студентов-блоггеров создали инициативную группу, требовавшую снизить цены в факультетской столовой). Что это было – стихийное творчество блоггерских масс или воплощение хитроумных политтехнологических замыслов, точно не знает никто, но очевидно одно: пока для российской политики не стали обыденностью споры в блогах между лидерами парламентских фракций или между губернаторами, зазор между реальной политикой и политикой в блогосфере останется той самой уникальной площадкой, на которой возможны любые чудеса. Вплоть до превращения в звезду, казалось бы, давно вышедшего в тираж депутата Алксниса.
Депутат Алкснис и мечтать не мог о той популярности, которую принес ему ЖЖ. Фото Бориса Бабанова (НГ-фото) |