Региональное отделение партии с громким названием – это нередко лишь офис, в котором работает пара клерков, а массы сознательных партийцев существуют лишь на бумаге. О подобных особенностях партийного строительства в регионах «НГ» рассказала директор Центра изучения современной политики Галина Михалева.
– Насколько сейчас возможно возникновение партий, инициированных на местах?
– Нынешнее законодательство, и особенно правоприменение, этого не позволяет. Все последние попытки создания неадминистративных партий или даже их переформатирования закончились неудачей. От «Нашего выбора» Ирины Хакамады до Владимира Рыжкова с Республиканской партией. Государством поставлена и выполнена задача создания обозримой и подконтрольной партийной системы. Главные инструменты для этого – требования к численности партий и количеству их отделений, необходимость регулярной отчетности, в том числе финансовой, повышение сумм залога и барьеров, практическая невозможность зарегистрироваться по подписям для партий, не представленных в Думе, повышение цен на избирательные кампании, запрет на блоки. В то же время создание любой административной партии не представляет никакого труда. Это показывает опыт ДПР Андрея Богданова или «Гражданской силы» Михаила Барщевского.
– Могут ли региональные ячейки существовать без помощи из центрального отделения?
– Сейчас это совершенно невозможно. Требования Федеральной регистрационной службы и избиркомов по отчетности вынуждают партии содержать в каждом региональном отделении аппарат, по крайней мере из инструктора и бухгалтера, а на общественных началах эту работу выполнять невозможно. Законодательство устроено так, что принуждает федеральное руководство жестко контролировать региональные организации, чтобы не возникало рисков при выдвижении списков или проверках регистрационной службы. В партиях-спойлерах (партиях, которые созданы на идеологии крупных объединений для того, чтобы отнять у них часть голосов) – ДПР, «Гражданская сила», отчасти «Патриоты России» – реально существуют только одна или несколько фигур средней известности на федеральном, изредка на региональном уровне. Остальной состав – карточки людей, записавшихся за деньги. СПС работает как выборный «бизнес-проект»: существуют только фракции или руководство организации, остальные члены – только на бумаге.
– Насколько компетентен состав партийных ячеек в регионах – партийцы понимают разницу между программами партий, свои задачи?
– В условиях жесткой централизации в этом нет необходимости. Программы не интересуют ни руководство партий, ни тем более избирателей. Какие могут быть программы, когда и на федеральном уровне полная идеологическая каша? И в «Единой России», и в КПРФ – русские проекты и вопросы, «Справедливая Россия» говорит о социализме, а СПС делает главной темой кампании повышение пенсий и зарплат. При этом борющиеся между собой административные партии горячо поддерживают президента, соревнуясь в любви к нему.
– Насколько соответствует действительности заявленная численность партячеек в регионах?
– Реально в регионах большая часть зарегистрированных партий существует только на бумаге и даже лидеров мало кто знает. Требования массовости – абсурд и выгодно только административным партиям. Они же увеличивают свою численность, используя административный ресурс, включая прямое давление на бюджетников или работников предприятий, вынуждая их записываться в «Единую Россию». Потому партии используют для увеличения численности финансовое стимулирование, записывая в свои ряды студентов и пенсионеров.