Большая Садовая – главная улица Ростова – знаменита роскошными старинными особняками и яркими вывесками. Именно на этой улице расположен офис регионального отделения «Справедливой России» (СР). Правда, по соседству с роскошной витриной как-то по-сиротски смотрится давно требующая ремонта дверь, за которой, на втором этаже, рядом с десятками контор, и располагается офис второй партии власти.
Офис эсэров – три небольшие комнаты общей площадью не более 75 кв. м – только что отремонтировали. Мебель еще до конца не расставлена, а на стенах нет даже плакатов. За аренду помещения, по словам секретаря бюро Петра Никишина, «платят по-божески», так как здание принадлежит муниципалитету. Сколько именно, секретарь бюро уточнять не стал. К 1 мая СР грозится вывесить на фасаде здания свою вывеску и флаг (это обойдется всего в 10 тыс. руб.).
Председатель отделения и члены бюро работают в партии на общественных началах, то есть бесплатно. Но есть в штате 6 человек – руководитель аппарата, два начальника отделов: партийного строительства и агитации и пропаганды, специалист отдела, юрист и бухгалтер, – которые получают зарплату. Какую именно зарплату, эсэры говорить наотрез отказались, подчеркнув при этом, что зарплата эта «достойная» и значительно выше средней по области (около 6 тыс. руб.).
На сегодня СР насчитывает в своих рядах более 9 тыс. человек. До конца года, уверены вожди эсэров, численность партии вырастет вдвое. Костяк состоит из членов «Родины», которая дала более 5 тыс. «штыков». По две тысячи эсэров в крупных промышленных городах – Таганроге, Волгодонске и Шахтах, где наибольшее число безработных, а значит, немало недовольных местными властями.
Как признался на днях заместитель секретаря политсовета донских единороссов Игорь Пятигорец, у партии налицо недостаток кадрового ресурса, и на предстоящих выборах главным их оппонентом станет не КПРФ, а «Справедливая Россия». «В каждом городе и районе имеются люди, примеряющие костюмчик Дмитрия Кузьмина (лидера ставропольских эсэров, которые в марте победили на выборах в краевой парламент. – «НГ»), – говорит Пятигорец. – Если с ними не договориться, у нас могут быть проблемы. А КПРФ нам известна и поэтому не опасна».
Не скрывает недоумения и спикер донского парламента единоросс Александр Попов. По его словам, результаты Ставрополья шокируют: «Единая Россия» работала там хорошо, но проиграла. Вероятно, потому, что голосовали в основном пожилые люди. У нас в Новошахтинске, Цимлянске, Волгодонске ситуация вполне может повториться».
Впрочем, лидер донских эсэров Олег Орлов не замедлил «успокоить» единороссов, заявив, что поток желающих вступить в партию и сотрудничать с ней появился задолго до ставропольских выборов. А то, что произошло после 11 марта, по его словам, даже описать невозможно: выпускники престижных местных вузов, аспиранты, спортсмены, в том числе известные, буквально бросились вступать в ряды партии Сергея Миронова.
Чтобы стать членом партии, требуется только заявление – и никаких взносов. Правда, как подчеркнул Никишин, «прежде мы должны узнать, что вас привело к нам и не состоите ли вы еще в какой-либо партии, а также стукнуло ли вам 18 лет».
В беседе с «НГ» один из рядовых эсэров, 27-летний сотрудник архитектурной мастерской из Батайска Михаил Белозеров сказал, что еще 2 года назад понял, что такое использование «административного ресурса партией власти». «Мне было 25 лет, – рассказывает Михаил, – и я решил баллотироваться в городскую Думу. И что в итоге? Проиграл оппоненту-единороссу всего 4 голоса. Помешал победе этот самый административный ресурс». Сегодня в партии рядом с Михаилом и его жена, и родная сестра.
Ростов-на-Дону