Штаб-квартира КПРФ в Нижнем Новгороде расположена на главной улице – Большой Покровке, в двух шагах от кремля, прямо напротив входа в исторический Мытный рынок.
Подъезд старинного трехэтажного здания под вывеской «КПРФ» с красным серпом и молотом теперь пуст. Еще недавно здесь располагались редакции двух местных газет, но они съехали из-за непосильной арендной платы. По словам первого секретаря обкома Николая Рябова, КПРФ удалось сохранить офис благодаря понижающему коэффициенту за арендную плату (0,5): по закону о партиях они имеют равные права с госучреждениями. «Пока я возглавляю обком, мы отсюда не уедем, – храбрится Рябов. – Свои личные вещи продавать начну, но останемся».
Ремонт здесь не делали с советских времен – потертый линолеум на полу, стены, отделанные некогда престижными «номенклатурными» деревянными панелями. И только на потолке кабинетов – современные подвесные пластиковые квадраты со встроенными лампочками.
Чем поражает нижегородский офис КПРФ, так это повторением одинаковых предметов. Во-первых, множеством потертых несгораемых шкафов. Этими символами советской эпохи уставлен весь небольшой коридор штаб-квартиры партии. (На одном из сейфов пылится скелет некогда довольно помпезной люстры.) Во-вторых, обилием огромных ксероксов. И большим количеством красных полотнищ. Ну и, конечно же, множеством ликов советских вождей. Только в одном кабинете – первого секретаря обкома – и современный большой цветной постер с изображением Сталина, в тонкой деревянной рамке, и множество портретов Ленина (инкрустированный в дереве, выжженный на дереве, черно-белые фото, цветные репродукции картин), и к тому же два бюста Ильича. А в шкафу поблескивает золотыми буквами полное собрание его сочинений.
Рябов рассказывает, что все картины и бюсты принесли в офис партийцы. Только Сталина заказал сам обком – к празднованию юбилея «отца всех народов». Вообще приверженцы коммунистической идеи то и дело что-нибудь жертвуют партии. Недавно одна бабушка принесла 1,5 тыс. руб. Рябов деньги у старушки брать не хотел, но она настояла. «А взносы у нас божеские, – говорит первый секретарь. – В советский период 3,5 процента с зарплаты было. Теперь всего 1 процент – вне зависимости от дохода».
На его столе – два телефона. Один имитирует легендарную «вертушку»: на круглый диск обычного аппарата образца 70-х годов приклеен бумажный герб СССР.
В последнее время Рябов становится регулярным героем судебной хроники – правда, привлекается к ответственности по административной части. Прокуратура дважды пыталась оштрафовать его за то, что в акциях, организуемых КПРФ, теперь традиционно участвуют лимоновцы и Рябов этому не препятствует. Однако оба раза ему удалось отстоять в суде свою правоту.
Упорство прокуратуры можно понять. В последнее время акции КПРФ сопровождались потасовкой стариков-коммунистов с милицией. Как только омоновцы начинают задерживать пришедших на мероприятие лимоновцев, на их защиту тут же кидаются дедушки и бабушки, пуская в ход даже древки флагов. Милиция от такого сопротивления теряется, и операция оказывается практически сорвана.
Нижний Новгород