0
564
Газета Печатная версия

05.03.2025 20:30:00

В ритме собственной музыки

Артем Морс о самопознании, привычке к творческому кризису и прекрасных мгновениях

Елена Константинова

Об авторе: Артем Морс (настоящее имя – Антон Валерьевич Кокин) (р. 1982) – поэт, главный редактор литературно-художественного альманаха «Первоцвет». Родился в Красноярском крае. Окончил филологический факультет Иркутского государственного университета, Литературный институт им. А.М. Горького. Автор книг стихов «Из этого темнеющего сада», «Другими словами», «Что музыка». Стихи публиковались в журналах «Дружба народов», «Интерпоэзия», «Наш современник», «Футурум АРТ», «Плавучий мост» и др. Член Союза российских писателей, организатор творческой инициативы «Поэты в городе». Живет в Иркутске.

Тэги: иркутск, поэзия


иркутск, поэзия При каких обстоятельствах поэту привидится сюрреалистический сюжет с танцующим поездом, никогда не известно. Фото Unsplash

Сейчас ждут издания несколько дебютных книг иркутских поэтов, которые составил Артем Морс. В его ближайших планах и выпуск новой своей. О самопознании, о привычке к перманентному творческому кризису и о связи слабых стихов с энергией молодости с Артемом МОРСОМ беседует Елена КОНСТАНТИНОВА.


– Артем, в минувшем году вы дебютировали со стихами в толстом литературном журнале «Наш современник», расскажите об этом.

– История моей публикации такова. Два года назад я участвовал в межрегиональном семинаре молодых литераторов в Барнауле, организованном Министерством культуры Алтайского края, Алтайской краевой универсальной научной библиотекой им. В.Я. Шишкова и Общественной Алтайской краевой писательской организацией «Союз писателей России». Я прошел по конкурсу в семинар поэзии, который вели члены союза Александра Малыгина, Карина Сейдаметова и Миясат Муслимова. В итоге мне предложили прислать свои стихи в журналы «Алтай» и «Наш современник».

– Какие стихи из той подборки «Природа говорит» вы включили бы в свое избранное?

– Большинство. Эта подборка несколько необычная. Поскольку пишу немного – около 12–15 стихотворений в год, а иногда и вовсе меньше, как, например, в прошлом году, не всегда могу предоставить те, что еще не опубликованы, а ведь это главное пожелание любого журнала. Именно так произошло у меня с «Нашим современником». И вдруг меня осенило: наверное, у каждого поэта есть одна или несколько важных сквозных для него тем, к которым он время от времени возвращается. Для меня это природа. Будучи сугубо городским жителем, воспринимаю лес как некий параллельный мир, что-то непознанное, загадочное, между тем манящее, взывающее к разгадке. Отобрав больше 10 тематически связанных стихотворений, как давних, так и совсем свежих, постарался выстроить их таким образом, чтобы они выглядели цельным высказыванием. Карина взяла их в журнал.

– Что в подтексте: Сибирь, станция Тулун, перрон, «время большого танца / танцующих поездов» «каждой весной / между последней горсткой снега / и первым распустившимся цветком»?

– У стихотворения «Каждой весной в Сибири» действительно есть предыстория. В вагоне поезда, в котором однажды ехал, оказалось много пассажиров – и детей, и взрослых, отправлявшихся, очевидно, на какой-то танцевальный конкурс или фестиваль. Они постоянно оттачивали танцевальные движения, репетировали или просто танцевали в свое удовольствие. На одной из длинных станций, когда все вышли на перрон проветриться, я увидел, что танцоры ехали и в соседних вагонах. Возник сюрреалистический сюжет, который я попытался описать, чтобы как бы запечатать его в едином моменте. Поэтому в конце стихотворения указаны точная дата и время. Очевидно, это и некий парафраз известного «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». Ощущение наступающей весны, которую мы в Сибири ждем по полгода, и правда, волшебное. Как будто теплый весенний ветер вызвал у людей желание танцевать.

– Жить «в ритме собственной музыки» – это и есть ритм поэта?

– Думаю, да. Но можно сказать несколько иначе: каждый из нас живет в ритме собственной музыки.

– Какой из ваших поворотов в жизни самый значительный или непредвиденный?

– Пожалуй, когда я неожиданно для себя начал писать стихи. Мне было 15, я учился в выпускном классе, слушал русский рок и наконец полюбил читать и стал интересоваться поэзией. Что именно послужило тому причиной, непонятно. Наверное, все сразу. Плюс бушующие гормоны и первая серьезная влюбленность. В общем, появление первых стихов стало для меня чем-то ошеломительным. Я понял, что хочу заниматься литературой всю жизнь, и, к удивлению моих родителей, объявил, что буду поступать в Иркутский университет на филологический факультет вместо юридического.

– Литературный институт в Москве после окончания филфака тоже в их числе?

– Нет, дальше все уже шло вполне закономерно и последовательно. Когда я поступал на филфак, думал, что буду развивать свои творческие навыки, и в этом очень ошибся. Зато нашел хорошую компанию ребят, которые, как и я, любили поэзию и писали стихи. Изучая «литературное поле» Иркутска, мы узнали, что в далекой тогда Москве есть такой вуз, как Литературный. В этом смысле Литинститут – логическое продолжение филфака. Тем более что поступил туда еще будучи студентом университета и какое-то время учился в двух вузах одновременно.

– Вам важно признание? Чье?

– Мне кажется, любой человек чисто психологически устроен так, что хочет чьего-то одобрения. Так, с самого раннего возраста мы ждем, что нас похвалят родители, потом ищем положительных отзывов друзей, затем учителей и в целом взрослых. Нам всем нравится нравиться. Так же и с творчеством. На начальном этапе мне было важно получить одобрение от сверстников, затем от старших товарищей, затем от профессионального сообщества. И по мере своего развития и роста его получал. Прошел по конкурсу и поступил в Литинститут. Отправлял стихи на премию «Дебют» и дважды входил в лонг-лист, многократно участвовал в Форуме молодых писателей «Липки», потом в проектах Ассоциации союзов писателей и издателей России (АСПИР)… Предложение напечатать стихи в каком-либо литературном журнале тоже ведь можно назвать признанием. Из этой же оперы – приглашение вступить в Союз писателей. Но приятно получать и комментарии от читателей в соцсетях: стихи отозвались, запомнились, поразили в самое сердце.

– Стихи – и свои, и чужие – это в том числе потребность понять себя?

– Давно понял, что сам процесс творчества для меня, может быть, единственный и самый действенный способ самопознания. Понять, кто я, что я, где я и что вокруг меня происходит. Как будто именно поэзия дает тот язык, на котором можно говорить о себе и что-то про себя узнать. В последние годы, когда такое случается, уже не важно, кто и что скажет про стихотворение, сколько оно наберет лайков и будет ли напечатано в том или ином журнале, потому что лично для меня оно состоялось.

– Что удерживает вас не размениваться на сиюминутные стихи?

– Если сиюминутными считать шуточные стихи, написанные по тому или иному поводу, то такие случаются, но публикую их исключительно в соцсетях, не включаю в книги и, думаю, от меня не убывает.

– Не пугала ли вас хотя бы однажды перспектива исчерпать темы?

– Поскольку, как уже говорил, довольно мало пишу, то меня скорее пугает вероятность перестать это делать вообще. Однако я так давно живу в таком ритме, что к своему перманентному творческому кризису давно привык. Просто у меня, видимо, такой психотип: для того чтобы что-то написать, нужно накопить какую-то энергию. А темы, как мне кажется, в поэзии неисчерпаемы: сколько веков поэты пишут плюс-минус об одном и том же, а все никак не напишутся.

– Впечатление такое, что самонадеянность – необходимое качество современного молодого стихотворца. Или вы как член жюри региональных литературных конкурсов «Сибирь молодая» имени Евгения Евтушенко, премии «Присутствие», учрежденной в память литературоведа Василия Трушкина, а также как главный редактор литературно-художественного альманаха «Первоцвет» готовы возразить?

– Для нынешнего молодого поколения это действительно свойственно и, должно быть, связано в целом с энергией молодости. И, правда, встречаются ребята, которые настолько уверены в себе, насколько необразованны и малоталантливы. Как будто есть какая-то обратная связь между самонадеянностью и качеством того, что они пишут: чем увереннее в себе автор, тем скорее всего слабее у него стихи. Но хуже всего даже не самоуверенность, а необразованность и нежелание развиваться и учиться.

– Чем дышат, что пытаются осмыслить иркутские поэты и прозаики от 14 до 30 лет? Ведь в первую очередь, кажется, именно для них с 1998 года Областная юношеская библиотека имени И.П. Уткина и издает альманах?

– Сам «Первоцвет» издается, разумеется, не только для авторов. Прежде всего, как любой журнал, для читателей. Однако у нашего альманаха важная миссия – он является открытой площадкой для дебютов начинающих писателей. По сути, каждый его новый номер (периодичность издания, за редкими исключениями, раз в год) – это срез молодой литературы Иркутской области. Его темы свойственны и самой молодости, и в целом всем пишущим: поиск себя, любовь (чаще всего неразделенная), одиночество, страх перед будущим, непонятость окружающими, попытка разобраться в себе и мире.

– В чем практический смысл литературных конференций, например, прошедшей в Иркутском доме литераторов под названием «Молодость. Творчество. Современность»?

– По своим задачам и устройству она очень похожа на многочисленные ныне форумы, семинары, мастерские для начинающих писателей. На конкурсной основе отбираются участники, чьи стихи или прозу затем в течение нескольких дней разбирают за одним столом и сами молодые писатели, и опытные. Собственно, по такому же принципу устроена учеба в Литинституте. И лучшего, насколько знаю, способа развиваться в искусстве слова пока не придумано. Тут важно и самому научиться критически смотреть на свой текст и чужой. Это бывает очень болезненно, но действенно. Сам я через такие разборы проходил сотни раз. Сейчас веду литературную студию «Мастерская Первоцвета». Но иногда и сам оказываюсь по другую сторону. В последний раз на межрегиональной мастерской АСПИР в июле 2024 года. Кроме того, подобные мастерские и конференции дают возможность побыть в питательной творческой среде, завести новые знакомства или даже друзей.

– Творчество, и не только в русской традиции, – процесс сугубо индивидуальный. Откуда, по-вашему, у пишущих стремление к коллективизму, сплоченности – ассоциациям, объединениям, фестивалям, мастерским?

– Не помню, кто это сказал, что в литературу, как и в искусство в целом, проще входить группой. Вспомните историю русской поэзии: акмеисты, футуристы, имажинисты, символисты… Каждая группа со своими манифестом, программой, творческими принципами. Но остались-то в литературе все поодиночке, без всякой привязки к тому или иному течению, группе. Стремление объединяться идет не только и не столько от желания закрепиться в литературе: зачастую просто приятно находиться вместе. Это формирует питательную среду, о которой уже говорил, происходит обмен творческой энергией, благодаря которой все как-то «взаимоопыляются» и растут.

– К изданию готовятся книги иркутских поэтов. Когда дело дойдет до собственной? И кстати, по какому принципу собирали уже вышедшие: «Из этого темнеющего сада», «Другими словами», «Что музыка»?

– Как раз сейчас я, так сказать, на пути к новой книге. Недавно задумался о том, что с выхода последней прошло уже пять лет. И стихов, пожалуй, накопилось достаточно. Обычно так и происходит: за какое-то время набирается некая критическая масса, которая как будто просит выхода, чтобы подвести определенные промежуточные итоги и двинуться куда-то дальше. В целом по такому принципу собирались и предыдущие книги. И хотя все они небольшие по объему, для меня важные и в определенном смысле этапные.

– Недавно у себя в «ВК» вы написали: «Приятно, когда твои стихи начинают жить собственной жизнью. Еще приятнее, когда они вдохновляют на творчество кого-то еще». И как пример привели группу «Время Сов» с их песней «Фотографируй», написанной под впечатлением вашего «в какой-то степени экспериментального текста» – «что-то типа рэпчика». Вот ее заключительные строки: «Время все поменять / и никогда не стариться – / сфотографируй меня... / Я тоже хочу остаться». Но это же метафора?

– Да (улыбается).

Выращивая дерево в саду,

я понял вдруг, что больше

не найду

ни яблока, ни дерева, ни сада –

что есть внутри, и есть моя

 награда.

А большего не будет. И не надо.

Ведь я и сам, как дерево, расту.

Врастаю в пустоту и

тесноту.

Я знаю, что я медленно живу.

И это вроде сказки наяву,

в которой нет ни смерти,

ни полсмерти,

а только ветер вдоль незримой

 тверди,

а только кровь и память

милосердья,

а только свет пронзающей

 любви –

смотри его, прими его, лови.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Бить шканделяброй

Бить шканделяброй

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

Прозаику и поэту Евгению Лукину – 75 лет

0
571
В поисках утраченной сложности

В поисках утраченной сложности

Юрий Юдин

Владимир Микушевич и оправдание Фауста

0
5654
Ни тоски, ни любви, ни печали

Ни тоски, ни любви, ни печали

Наталия Кочелаева

Откуда к нам пришла зима Иосифа Бродского

0
3672
Не книги копил, а ссоры

Не книги копил, а ссоры

Дмитрий Назаренко

Леонид Шевченко и его холодная звезда голубого цвета

0
3867

Другие новости