0
178
Газета Печатная версия

26.02.2025 20:30:00

От сердца к сердцу

Об основе духовного возрождения, гражданской зрелости и «врубании в реальность»

Тэги: поэзия, призвание, новосибирск

Игорь Александрович Караулов (род. 1966) – поэт, публицист. Родился в Москве. Окончил географический факультет МГУ. Автор поэтических книг: «Перепад напряжения» (2003), «Продавцы пряностей» (2006), «Упорство маньяка» (2010), «Конец ночи» (2017), «Ау-ау. Стихи 2017 года» (2018), «Смирнов, Караулов, Данилов: Русские верлибры» (2019), «День святого Валентина» (2021), «Моя сторона истории» (2022), «Главные слова» (2024), сборника статей «Трудный возраст века» (2020). Лауреат Григорьевской поэтической премии. Победитель Волошинского литературного конкурса, участник Венецианской биеннале искусств. Дипломант премии «Московский счет» (2019). Публиковался в журналах «Знамя», «Новый мир», «Волга», «Арион», «ШО», «Воздух», «Бельские просторы», «Плавучий мост», «Критическая масса» и других.

поэзия, призвание, новосибирск Михаил Пришвин – пример независимого писателя, который создал концепцию творческого поведения. Фото со страницы Дома-музея Михаила Пришвина/Отдела ГЛМ в «ВКонтакте»

Недавно в Новосибирске прошел Всероссийский литературный фестиваль «Белое пятно», одним из хедлайнеров которого стал поэт Игорь Караулов. О том, что стихи спасают жизнь, когда приходит гражданская зрелость, и у кого поэту учиться, с Игорем КАРАУЛОВЫМ побеседовал Юрий ТАТАРЕНКО.


– Игорь Александрович, в какой момент вы почувствовали себя признанным автором?

– Пока не ощутил себя таковым, главной наградой для меня остается читательское внимание. Однажды мне написал человек с линии боевого соприкосновения – о том, что у него в голове постоянно крутились мои строчки, когда он бродил в окрестностях Волчанска по обуглившемуся лесу.

– О чем пишете в последнее время?

– В принципе о том же, о чем писал раньше – о себе и о мире вокруг меня; если я пишу о СВО, это значит, что СВО еще идет. Но я пишу и о многом другом.

– Способны ли стихи облагораживать? Как на вас воздействует поэзия?

– Хотел ответить наперекор общему мнению: мол, какое благородство, среди поэтов одно пьянство и мелочная зависть, но вспомнил новосибирца Андрея Ложкина, основателя конкурса имени Высоцкого, для которого поэзия стала основой духовного возрождения. На меня стихи воздействуют по-разному. Одни раздражают, другие заставляют чуть-чуть поплакать, третьи восхищают, четвертые оставляют равнодушным.

– «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» – как сегодня прокомментируете Некрасова?

– Начинающий поэт совсем не обязан быть уже готовым гражданином, гражданская зрелость может прийти и позже поэтической. Но к моему возрасту если ты лишен мысли гражданской, то ты, пожалуй, не поэт, а дурак.

– Без чего беллетристике не стать литературой?

– Без представления об иной реальности, которая скрывается за реальностью видимой, порой просвечивая сквозь нее.

– Прозаики ставят перед собой задачу создания нового архетипа. А поэты?

– А поэта определяют три вещи: свой путь, свой мир, свой язык. Причем первое, а отчасти и второе выходит за рамки текста как такового.

– Образование – важная составляющая для любого человека, особенно творческого. Но, с другой стороны, все признают, что на поэта нельзя выучить. Где золотая середина в этом вопросе: где и у кого учиться? Как подготовить сегодня хорошего писателя?

– Лучше всего, когда поэт учится у своего любимого поэта. Это и есть традиция в буквальном смысле: передача от сердца к сердцу.

– Что такое счастье? Когда эйфория больше – в процессе создания текста или сразу после его написания?

– Счастье – это когда никому нет до тебя дела, но тебя это не напрягает. После написания от текста есть удовольствие, когда он всем вдруг понравился. Но вот парадокс: как правило, такие тексты тяжело пишутся и кажутся отходами производства.

– Творчество – уход от реальности. А что не так в жизни вокруг?

– Да нет, не уход. Наоборот, врубание в реальность. И попытка ее дополнить на основе того, что ты о ней понял.

– Современные поэты кормят себя и семьи не стихами. Работают кто кем: библиотекарем, преподавателем, журналистом, экскурсоводом, врачом, юристом… Самая подходящая профессия для поэта – это... Кто ближе к поэту – ювелир или полководец?

– Из врачей получаются поэты – юмористы или зануды. Хорошие поэты выходят из математиков. Я по образованию географ, больше всего работал переводчиком, сейчас меня кормит журналистика. Все равно в поэзии я верен географии и вообще естественным наукам. Ювелиров и полководцев среди поэтов не знаю.

– Как вы думаете, будут ли люди через полвека писать стихи?

– А куда они денутся? Но им придется безнадежно соперничать с машинами. Так что сидеть им без поэтических премий.

– За каким направлением ближайшее будущее? За короткой прозой или романом/повестью?

– В прозе – за романом и будущее, и настоящее. Людям хочется, чтобы текст увлекал и долго не кончался.

– Как не заблудиться в мире, где «все дозволено»?

– Осознать, что все дозволено не только тебе.

– С кем из литераторов XIX–XX веков вы бы хотели оказаться за одним столом?

– С Михаилом Михайловичем Пришвиным. Серьезный интерес к литературе начинался у меня в том числе с его дневников. Он дает нам уникальный пример независимого писателя, прожившего всю жизнь в складках эпохи, одновременно и не работавшего на пропаганду, и не противостоявшего власти. Он создал концепцию творческого поведения: как надо жить, мыслить, проводить свое время, чтобы у тебя что-то получалось в литературе. И он удивительно долго сохранял способность развиваться, меняться. Так что нам было бы о чем поговорить.

– Как меняются основные задачи искусства со времен Аристотеля? Чеховскому Треплеву нужны были новые формы. Кому они сейчас нужнее – творцам или публике?

– Новых форм требует логика развития искусства. А публике они даром не нужны. Отсюда выбор для творца: отдаться этой логике или ублажать публику. Хорошо бы найти третий путь, но это сложно.

– Зачастую человек, приобретая известность, становится заносчивым. Почему так происходит? Знаете ли исключения?

– Всем же хочется возгордиться, дай только повод. Есть исключения. Например, я заносчив, но не очень известен.

– Поэту необходимо быть искренним. Но как быть с тем, что правда у каждого своя?

– Заметил, что наиболее искренним публике кажется наиболее фальшивое. Есть некий стандарт искренности, которому не каждая личная правда соответствует. Приходится слыть неискренним, но следовать своей правде.

– Есть такая фраза: «Разум может ошибаться, а сердце – никогда». Прокомментируете на примерах из собственной жизни?

– Я ошибаюсь и разумом, и сердцем. Меня спасает милосердие судьбы и окружающих.

– Какая житейская мудрость открылась вам далеко не сразу?

– Что равнодушие встречается чаще любви и неприязни.

– Писательство – сбор и анализ материала, письмо и редактура, всевозможные переговоры… А жить когда?

– Да я не занимаюсь писательством. Поэтому живу.

– У нынешних прозаиков большой интерес к советскому прошлому: вспомним романы «Обитель», «Каменный мост», «Авиатор», «Истребитель»… А поэты в основном описывают реальность. Почему так?

– Без внимания к истории крупного поэта нет.

– Одна из главных проблем в нашей некогда литературоцентричной стране – слишком медленное сближение писателей с читателями. Что готовы предложить в качестве решения?

– Мне кажется, поэтов должно взять в оборот общество «Знание» и возить по стране, как оно возит лекторов. К оленеводам пусть везет, на дальние заставы. Кстати, платят они хорошо, поэты голодать не будут.

– Существуют компьютерные программы, способные рифмовать со смыслом, то есть создавать что-то подобное стихам. Сможет ли когда-нибудь компьютер заменить поэта? И что тогда делать творческим людям?

– Некоторые поэты пишут так, как будто сами пытаются заменить компьютер. Думаю, стихопродукция компьютера даже может войти в моду, например, в силу особой суггестивности. Но стихи ручной работы, как и обувь ручной работы, тоже найдут свою нишу.

– Слово – серебро, а молчание – золото. Сила слова уступает силе поступка. А в чем же тогда привлекательность писательского труда?

– Попытаться придать слову силу молчания. Дерзкая задача, если подумать.

– Одно из заблуждений юности – что жизнь длинна. А какие заблуждения у зрелости?

– Что ты поумнел.

– Все проходит. И, похоже, эпоха бумажных книг близка к своему завершению. А что придет ей на смену?

– Нет, бумажные книги будут всегда. Мы уже четверть века с ними прощаемся. Но они не уходят.

– Ваш любимый сказочный герой?

– Незнайка.

– А теперь несколько вопросов в формате блиц. Пушкин или Лермонтов?

– В детстве Лермонтов, сейчас Пушкин.

– Красное или белое?

– Белое.

– Море или горы?

– Море у подножия гор.

– Утро или вечер?

– Утро.

– Молодая или красивая?

– Красивая.

– Крым или Москва?

– Москва.

– Что вы сделали единственный раз в жизни?

– Выкурил сигарету (с табаком).

– И снова серьезные вопросы. Что вы познаете в себе через литературу?

– Нереализованные возможности.

– Сейчас популярна серия «Жизнь замечательных людей». Чья биография вам интересна для своего исследования?

– Опасно отвечать. Я когда-то хотел написать биографию Алистера Кроули, но не дали. Потом мне заказали биографию Зинаиды Гиппиус, но тут у меня дело не пошло…

– Вы не в первый раз выступаете в столице Сибири. Поделитесь ощущениями.

– Новосибирск очень теплый город. Я его полюбил – несмотря на отсутствие особых природных и архитектурных красот. Впервые на фестиваль «Белое пятно» приехал пять лет назад. И понял, что хочу приезжать сюда ежегодно. Новосибирск – это снег, пельмени, поэты, пробки – и небо, здесь высокое небо русской Азии.

– Что можете простить талантливым коллегам?

– Всё, кроме злобы и зависти.

– Представьте: летят в самолете прозаик, поэт, драматург, переводчик, критик. А на всех только два парашюта. Кому бы их выдали?

– Драматургу: театры жалуются, что ставить нечего. А второй – себе, конечно. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


 ВЫСТАВКА  "Поэзия японской керамики"

ВЫСТАВКА "Поэзия японской керамики"

0
2454
Царь со гневом закричал

Царь со гневом закричал

Андрей Юрков

К 210-летию со дня рождения автора «Конька-Горбунка» Петра Ершова

0
5806
Мандельштам умер в декабре и в мае

Мандельштам умер в декабре и в мае

Анна Аликевич

Водоворот настоящей жизни в стихах и переводах

0
3194
Что алгебра с гармонией, мой друг?

Что алгебра с гармонией, мой друг?

Илья Журбинский

Черное рифмуется лишь с серым, а в раю поэзия не нужна

0
3234

Другие новости