Актеры поделились собственным пониманием Булата Окуджавы. Фото предоставлено пресс-службой проекта «Культпросвет. Эпоха в лицах»
В театре «МОСТ» в рамках проекта «Культпросвет. Эпоха в лицах» представили три музыкально-поэтические постановки, посвященные знаковым фигурам двух периодов русской литературы XX столетия – Серебряного века и оттепели. Каждый показ начинался с номера журналиста, участника команды движения «Вдохновители» Дениса Лизина.
Моноспектакль «Марина Цветаева. Повесть о Сонечке» режиссера-постановщика Ксении Несвяченой – это инсценировка, в основе которой одноименное литературное произведение, а также воспоминания поэтессы, рассказ о близких людях, московской богеме 1919–1920 годов и творческом духе, объединяющем талантливую молодежь того времени.
Постановки «Я – Булат Окуджава» и «Серебряный век» режиссера Георгия Долмазяна – атмосферные вечера, истории, основанные на прозе, поэзии, музыке.
В основе спектакля из семи новелл «Я – Булат Окуджава» – дневники и воспоминания культурных героев ХХ века, близких друзей поэта, прозаика, барда Булата Окуджавы. В начале Лизин немного рассказал об Окуджаве, создал контекст: «Его путь – путь обычного человека, допустим, учителя русского языка и литературы, если говорить про его профессию, и одновременно путь сочинителя стихов, если говорить о любимом хобби. Но он в памяти народа он остался как поэт, писатель, сценарист, певец, композитор и, самое важное с исторической точки зрения, как один из основоположников нового жанра – авторской песни. Конечно, это путь не простого человека, так получилось – свое «я» он нашел. Но как? Тот же сценический облик – свитерок, пиджачок и гитара? Сложный вопрос, и для ответа нам нужно переместиться в 1945 год, в Тбилиси, когда Окуджаве было 20 с небольшим лет, на вечер Бориса Пастернака».
Гостям было предложено совершить путешествие в мир героев на языке театра. На сцене минимум декораций, экранная проекция позади, то с фото поэта, то с архивными снимками Арбата. Погружение в действо происходит быстро – сквозь зрительские ряды проходят актеры под всепоглощающий шум вокзала, потом раздается гудок отправляющегося поезда, юноши и девушки рассаживаются на старые деревянные стулья в круг, все замолкает. Начинается читка текстов из воспоминаний художника Бориса Мессерера о том, как он впервые увидел Булата в 1959 году. В этот вечер звучали стихи и песни Окуджавы, такие как «Полночный троллейбус», «Ах Надя-Наденька», «Надежды маленький оркестрик». Ощущение полного погружения в мир Окуджавы, в его историю, творческую кухню, ведь он искренне считал, что «Каждый слышит, как он дышит. / Как он дышит, так и пишет, / не стараясь угодить… / Так природа захотела. / Почему? Не наше дело. / Для чего? / Не нам судить». И что действительно трогает, в конце артисты выходили друг за другом на свет и делились своими историями знакомства с поэтом, о переезде в Москву и прогулках по Арбату, о пении с бабушкой или другом.
«Серебряный век» рассказывает о периоде духовного поиска конца XIX – начала XX века, о судьбе таких творцов, как Александр Блок, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Александр Вертинский и др. Центральной фигурой, вокруг которой и выстроено действие, был выбран Вертинский. Он становится проводником, знаком эпохи, тем, чья судьба не дает покоя долгие годы. Поэтому посреди сцены стояло белое пианино с проекцией логотипа кафе «Подвал бродячей собаки», и создавалось впечатление, что и ты один из гостей, одетых в элегантные фраки или платья и маски. Камерный зал позволяет создать эффект присутствия, и каждый раз ты то переживаешь трагедию Гумилева и Ахматовой, то Маяковского, словно переносишься на машине времени в красивую эпоху.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать