Прогулявшись по Филькиной круче, обязательно вернешься. Фото Марианны Власовой
А что, если воспоминания начнут исчезать, день за днем, словно кто-то извне выдавливает их? Что, если ты просыпаешься и не понимаешь, где находишься? Что, если у тебя украли твою жизнь, а заботливая дочь не дочь? Потеря памяти у пожилых людей – явление частое, многие дети проходят этот нелегкий путь в один конец со своими родителями, бабушками, дедушками, когда ты не можешь предугадать, узнает тебя сегодня человек или нет, ты просто продолжаешь делать то, что должно и нужно.
Острая социальная тема открывает роман Анны Чудиновой «Филькина круча», но читая, не понимаешь этого, просто втягиваешься в повествование о том, что происходит с женщиной, оказавшейся не в своей квартире, предполагаешь, что тебе попался детектив или на крайний случай фантастика. Так не бывает. Все дело в ракурсе – вроде повествование идет в третьем лице, а вроде и нет, поскольку оптика настроена так, будто обо всем рассказывает сам герой. Этим приемом Анна Чудинова пользуется на протяжении всего романа, постепенно раскрывая целую галерею портретов небольшого уральского городка, выросшего вокруг мистического места Филькина круча.
Анна Чудинова. Филькина круча: Роман. – М., 2024. – 320 с. |
Мозаика романа начинает складываться, когда появляются не нарочитые переплетения судеб, когда история семьи собирается воедино из разных версий ее членов. Здесь затрагивается и конфликт отцов и детей, и первая любовь, и юношеская дружба, и феномен отца-одиночки, и развод родителей, и то, как это переживает ребенок, отношения между старшими и младшими братьями и сестрами. Кажется, что автор не забыл ни про одну из социальных тем, словно сделал срез современного общества на примере одного маленького городка, где через каждый, буквально через одного, знает другого. Единственной выпадающей из общего хоровода глав является пятая – «Филькина круча». Тут автор разгулялся не на шутку, ярко, кинематографично представив читателю историю о том, почему так было названо место. Перед тем как открыть главу, лучше запастись попкорном, поскольку погружение в настоящий мистический триллер вам обеспечено – от появления знахаря до волколака, от приезда хворого мальчика до вторжения солдат.
Одна из самых сильных глав – рассказ от имени жены полицейского. Автор вытряхивает тебя из уютного мирка и показывает, что бывает иначе, насильно заставляет задуматься и посмотреть на все другими глазами. Тема быстротечности жизни и попытки уловить мгновение счастья в книге проходит красной нитью, и порой кажется, что автор специально использует разные жанры – от детектива до мелодрамы, от триллера до комедии, чтобы достучаться до буквально любой аудитории, абсолютно не ограничивая себя. Правда, Анне Чудиновой этого было мало, и в конце романа, по традиции сказок, она собрала всех своих оставшихся в живых героев в одном месте, в одно время и по одному поводу, только не радостному, а скорбному, будто не зная, как побыстрее рассказать о будущем, не скомкав его и не соединив действующих лиц в одном эпизоде. А целью этого скорого эпилога стал философский вывод, заключающийся в метафорической картинке, возникшей в голове одного из героев: «Святой отец глянул в окно: серые, словно только что с пепелища, облака плыли по оранжево-красному небу. Отчего-то отцу Алексию показалось, что они были похожи на ручки мальчишки, играющего с маленькими человеческими фигурками».
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать