0
115
Газета Печатная версия

22.01.2025 20:30:00

Чудеса случаются

О волшебстве как явлении поразмышляли современные авторы

Тэги: татьяна толстая, водолазкин, чудо, проза


3-15-11250.jpg
Чудо как предчувствие.
Современные писатели
о невероятном, простом,
удивительном / Сост. Вероника
Дмитриева. – М.: АСТ: Редакция
Елены Шубиной, 2025. – 336 с.
(Иллюстрированный
бестселлер).
Сборник «Чудо как предчувствие» впечатляет высоким качеством полиграфии и цветными иллюстрациями, выполненными художницей и писательницей Сашей Николаенко. Книга большого формата в красочной суперобложке, с матерчатой закладкой, ярким шрифтом на плотной белоснежной бумаге выглядит как идеальный подарок.

Рассказы многообразны: реалистические и фантастические, эссе и воспоминания, в форме дневника, а также различные сочетания этих форм. В подобных сборниках важно, насколько в текстах раскрыта заявленная издательством тема.

Тема «чуда» особая, из литературы житийной, близкая теме веры; она обязывает соответствовать, быть на уровне. И как удачно, что первым в сборнике идет эссеистический текст Евгения Водолазкина «Чудо как необходимость». Он задает сборнику достаточно высокую планку: с серьезностью научного подхода Водолазкин начинает с определения чуда в словаре Владимира Даля: «Всякое явленье, кое мы не умеем объяснить по известным нам законам природы», а далее после некоторых «соображений общего характера» описывает пару реальных случаев со своими знакомыми, в которых проявлялось чудо: неожиданное спасение от разъяренного слона и необычный случай в храме в Страстную субботу. «Мне кажется, – резюмирует Водолазкин, – что вера в чудо – важное условие его сотворения. Видя эту веру, Бог нарушает естественные законы». Он упоминает и о том, что настоящее чудо было и в его жизни, в тяжелый момент. Как бы подхватывая тон Водолазкина, Григорий Служитель («Священная геометрия случая») называет чудо привилегией скучающего божества, которое по своему усмотрению вмешивается в расчерченную раз и навсегда драматургию нашей жизни (на мой взгляд, это наиболее точное определение чуда в книге), и приводит три небольшие новеллы – «Школа», «Театр» и «Футбол», в которых улавливает и описывает нечто невероятное, что сродни чуду.

Несколько рассказов: «Струзер» Татьяны Толстой, «Чудотворец» Вениамина Смехова, «Зависть богов, или Вернись в Сорренто» Павла Басинского – представляют собой воспоминания. Чудотворцем в памяти Смехова остался Владимир Высоцкий, перед читателем история их дружбы и, в частности, рассказ о том, как Высоцкий привел, вовлек Смехова в кино. Басинский вспоминает о недельной поездке в предпандемийное время на остров Капри, и чудо для него не столько сам Капри, но то, что каждый, похоже, неизбежно начинает чувствовать себя на этом острове красивым и гармоничным человеком. Расплатой за чудо и красоту становится потеря чемодана с паспортом и деньгами и связанные с этим мытарства.

Рассказ Дениса Драгунского «Чудо святой Варвары» тоже отчасти похож на воспоминания, потому что героиня в нем рассказывает случай с куклой Барби из своего детства в 80-е. Рассказ один из самых сильных в сборнике и явно с верным пониманием темы, но вот только само чудо как будто ускользает от автора, а его попытка ввести элемент фантастики вызывает скорее недоумение. Признаюсь, ни один из фантастических рассказов (их несколько) не впечатлил, потому как возникало ощущение подмены чуда частной фантазией, а ведь нафантазировать можно любые чудеса, но вот уловить природу чудесного, хотя бы прикоснуться к ней непросто. Тем любопытнее вычитывать, кому же из авторов эта попытка удалась.

Пожалуй, только в рассказе Александра Цыпкина «Верить и не думать» фантастические мотивы не раздражают, а выглядят уместными: во-первых, чудо в его изображении связано с верой, а во-вторых, автор предлагает описание механизма вмешательства высших сил в налаженную драматургию жизни (здесь как будто слышится перекличка с текстом Служителя). Правда, один момент в рассказе Цыпкина смущает: персонаж – некто вроде ангела – заводит разговор с молодой женщиной, и она удивляется обычности его речи. «Думаешь, я должен говорить на старославянском?» – реагирует он. Вот, мысленно группируюсь я, готовясь узреть на странице разговорное чудо старослава (ведь общеизвестно, что это был язык исключительно письменный, литературный), но нет, герои немедленно уходят от опасной темы, и остается впечатление, что кто-то просто перепутал старославянский с древнерусским.

«Свет звезд» Алексея Сальникова – какой-то скромно-нежный рассказ, пожалуй, что лучший в сборнике – про молодого фотокорреспондента провинциальной газеты, который летит в краткую командировку в столицу. И чудо в нем есть, пусть и маленькое, как зернышко, но с молитвой бабушки и с надеждой на будущее. В художественном методе Сальникова (при всем его бытописательстве) есть что-то от волшебства, таящегося в русской прозе со времен Гоголя. Кому же, как не ему, писать про чудо?! Хорош и новогодний «Мартышон» Елены Колиной, передающий предпраздничные настроения компании, отправившейся встречать Новый год в Великий Устюг: «Перед Новым годом все внутри поет и требует – чудо где? Чудо-чудо-чудо, давай-давай!» Эта история дана в оптике 11-летней девочки, которая старается быть взрослой и не верит в Деда Мороза, но именно она замечает чудо случайной встречи, на которое почти никто не обратил внимания. Вообще мотив случая, счастливой случайности тесно переплетается с темой чуда и присутствует во многих рассказах.

Радует в сборнирке сильный рассказ Анны Матвеевой «Чудо по Максу Фасмеру». Автор, как и Водолазкин, смотрит в словарь, только теперь в этимологический. Рассказ устроен в форме дневниковых записей 40-летней женщины, работающей контролером в кинотеатре. С одной стороны, ключевой здесь является фраза «Чуда не случилось», и именно она была бы уместна в заглавии, но, с другой стороны, чудо, что героиня вообще осталась жива.

Финал сборника, увы, ушел в туман, в котором вроде и брезжит свет, но послевкусие итоговый рассказ оставляет так себе. А ведь, например, тот же «Мартышон» мог бы стать прекрасным полуоткрытым финалом, распахивающим двери в Новый год.

У сборника два эпиграфа: первый из Брюсова «Мы на всех путях дойдем до чуда!..», а второй – из бесед с переводчицей и эссеистом Натальей Трауберг, где она явно описывает одну из финальных сцен романа «День восьмой» Торнтона Уайлдера, где Роджер приходит к старому индейцу, который в ответ на вопрос о смысле событий переворачивает коврик для ног, показывая, что с одной его стороны, узор, а с другой – хаотичные узелки. Бог создает узор, мы видим лишь узелки…

Рисунки Саши Николаенко, безусловно, оживляют чудеса и расцвечивают их красками. Некоторым рассказам спасибо уже только за то, что они стали поводом для чудесных иллюстраций. Вот маленькая девочка с волшебной куклой, а вот облако-слон. Рисунки придают чудесам наглядность, но в то же время дают почувствовать, что чудо иноприродно миру материальному, трудно уловимо, оно сродни тающему облаку. События на Сашиных картинах почти всегда происходят в небе.

Чудо, конечно же, как и тело, у каждого свое. Каждый чудит по-своему: кто-то из авторов подошел к разговору о чуде серьезно, другие представили рассказы, к которым идеально подходит эпитет «милые», кто-то искал чудеса в прошлом своем и близких, кто-то дал волю фантазии. Сборники всегда хороши своей многофункциональностью: любимые авторы радуют новыми текстами, незнакомые могут заинтересовать, а вот нелюбимые или не очень любимые (да, их тексты тоже читаю, ведь и писательские манеры меняются, и мое восприятие) получают новый шанс для читательского внимания. Смысл названия «Чудо как предчувствие» так и остался для меня загадкой. Предчувствие чего? Впрочем, название, хотя в значительной мере и условно, для коллекции собранных рассказов вполне удачно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Новогоднее поздравление никому

Новогоднее поздравление никому

Александр Балтин

В определенном возрасте громоздить цели и планы – это значит страдать болезненным оптимизмом

0
3045
Неискушенный зритель ничего не понял

Неискушенный зритель ничего не понял

Артем Пудов

Социальный анализ, барочные танцы и погоня за ускользающим полуостровом в романе-антиутопии Антона Рамова

0
2986
Диалог Абсолюта и Бездны

Диалог Абсолюта и Бездны

Корнелия Орлова

Клуб метафизического реализма отметил 20-летие

0
2825
Жалетель и Желатель

Жалетель и Желатель

Игорь Харичев

Рассказ о том, что человеку кроме тепла и еды нужно еще и доброе слово

0
2708

Другие новости