0
107
Газета Печатная версия

22.01.2025 20:30:00

Отражаясь в собственном ботинке

Станислава Красовицкого ценила Ахматова, он был самой яркой фигурой группы Черткова

Тэги: поэзия, память, андеграунд, религия


3-14-1480.jpg
Легендарный, яркий и загадочный
Станислав Красовицкий. 
Фото из архива Юрия Нечипоренко
В январе от нас ушел легендарный поэт Станислав Красовицкий. Его влияние на развитие поэзии ХХ века связано с неофициальной русской поэзией и самиздатом. В 50-х годах ХХ века в России возник ряд поэтических кружков, которые во многом определили дальнейшее развитие поэзии. Первым кружком в Москве считают группу Черткова, позже появилась группа «Лианозово». Станислав Красовицкий из круга Черткова является по определению ряда критиков самой яркой и одновременно самой загадочной фигурой. Общение между кружками Москвы и Питера происходило во многом благодаря самиздату – стихи перепечатывали на машинке и передавали из рук в руки, как драгоценные послания, все это позже стали называть «неофициальной поэзией».

Приведем два из самых известных стихотворений Красовицкого того времени:

А летят по небу гуси да

кричат,

в красном небе гуси дикие

кричат,

сами розовые, красные до пят.

А одна не гусыня –

белоснежный сад.

А внизу, сшибая гоп на галоп,

бьется Игорева рать прямо

в лоб.

Сами розовые, красные до пят,

бьются Игоревы войски

да кричат:

«У татраков оторвать

да поймать.

Тртацких девок целоком

полонять.

Тртачки розовые, красные

до пят,

а тртацкая царица –

белоснежный сад».

Дорогой ты мой

Ивашка-дурачок,

я еще с ума не спятил,

но молчок.

Я пишу тебе сдалека, дорогой,

и скажу тебе, что мир сейчас

другой.

Я сижу порой на выставке

один,

с древнерусския пишу стихи

картин.

А в окошке от Москвы

до Костромы

все меняется, меняемся и мы.

Все краснеет, кровавеет

все подряд.

Но еще в душе белеет

белоснежный сад.

И второе:

Отражаясь в собственном

ботинке,

я стою на грани тротуара.

Дождь.

Моя нога в суглинке,

как царица черная Тамара.

Зонтик раскрывается

гранатой.

Вырастает водородный гриб.

В пар душа –

(как тяжела утрата).

В грязь кольцо –

должно быть, я погиб.

Но как странно –

там, где я все меньше,

где тускнеет черная слюда,

видеть самого себя умершим

в собственном ботинке иногда.

Стихи Красовицкого знала и ценила Анна Ахматова, за них она включила его первым в список из десятка поэтов. Виктор Кривулин в статье «У истоков независимой культуры» свидетельствует: «Весной 1960 года Анна Ахматова говорила о небывалом расцвете поэзии, сравнимом, пожалуй, лишь с началом нашего века. «Я могу назвать, – это ее подлинные слова, – по крайней мере десять поэтов молодого поколения, не уступающих высокой пробе «серебряного века». Вот их имена: Станислав Красовицкий, Валентин Хромов, Генрих Сапгир и Игорь Холин в Москве, а в Ленинграде – Михаил Еремин, Владимир Уфлянд, Александр Кушнер, Глеб Горбовский, Евгений Рейн и Анатолий Найман…»

В начале 60-х годов Красовицкий отказался от своих стихов, сжег их – и попросил сделать то же самое своих знакомых, у которых стихи хранились в списках. Станислав Красовицкий стал священником Русской православной церкви (Зарубежной), отцом Стефаном. Он был рукоположен в Нью-Йорке, жил в Англии, служил во Франции, имел приход на Валааме.

Мне довелось побывать у него в Пушкине, где был оборудован храм на чердаке (к сожалению, дом этот, где поэт вырастил шестерых детей, сгорел вместе с библиотекой). В последние годы поэт проживал в Дивееве и в Подмосковье.

Красовицкий не смог изъять свои стихи из самиздата: самиздат жил своей жизнью и отомстил Красовицкому, распространив под его именем чужие стихи (в России было издано обширное собрание самиздата – «Антология новейшей русской поэзии у Голубой Лагуны» Кузьминского и Ковалева, где большая часть стихов, приписываемых Красовицкому, насколько я знаю, не принадлежит его перу).

В самиздате каждый следующий «издатель» (переписчик) мог оказаться и редактором, и автором (эта передача поэзии от человека к человеку напоминает историю переписывания античных текстов монахами Средневековья).

Ахматова, стихи которой тоже распространялись в самиздате, с недоверием и подозрением относилась к самиздату, как профессиональный, давно печатавшийся поэт – к самодельщине. Однако самиздат оказался прямой дорогой к столу той же Ахматовой, к столам редакторов западных радиостанций – а значит, и к славе.

Анатолий Найман, бывший секретарем Ахматовой и ставший позже другом Красовицкого, оставил интересное свидетельство о соотношении поэзии Ахматовой, Бродского и Красовицкого. Он обозначает Красовицкого инициалами К.С. и пишет:

«В его стихах хлебниковское пожирание словаря, направленное на быстрейшее достижение нужного слова, cошлось с пленительной неозабоченностью ничем Кузмина и оккультно-эзотерическим холодком обэриутов – это если очень приблизительно и неуклюже то, как он писал, характеризовать. Ахматова, помимо поэзии, это история литературы, одна из главных ее линий, тогда как Анненский – вне. Бродский – целый букет линий, почему о нем так легко и азартно пишут; К.С. – вне. Потому что у поэзии нет истории. В принципе и К.С. можно вставить внутрь, но отделив скорлупки от ядрышек и написав диссертацию о скорлупках.

Бродский говорил, что за полтора часа разговора с К.С., последовавшего после предварительного чтения доброй сотни рукописей его стихотворений, которые тогда ходили по рукам, он «все понял», усвоил и превзошел. Думаю, что не все. Бродский, безусловно, повысил уровень поэзии для читателей званых, но никак не для избранных. У него есть стихи первоклассные, и он поэт первоклассный, лучше хороших и не хуже лучших, и, как он постоянно настаивал, он в самом деле поэт языка – но К.С. поэт поэзии».

Заметим, что сам отец Стефан отрицал разговор с Бродским: он помнил лишь мимолетную встречу, когда Бродский заходил к Галине Андреевой (именно у нее дома собиралась группа Черткова) и они пересеклись в дверях. «Он меня пожирал глазами» – так охарактеризовал эту встречу Красовицкий.

Стратегия Красовицкого является традиционной в русской культуре. Сжигали свои тексты Пушкин, Гоголь, Булгаков... Красовицкий стал носителем мощного мифа. Я считаю, что это сожжение стихов самиздата является определенным поворотом в истории русской культуры ХХ века. Красовицкий почувствовал то, что поэзия замещает религию, что она становится даже и товаром, и оружием, – а он хотел святости и чистоты, пользы («вредные стихи», потому и сжег – так он говорил). Красовицкий мог почувствовать, что делают из его поэзии, как она используется в самиздате. Он был враг режима, но из тех врагов, которые не борются, а не замечают. Если додумать мысль об отказе от публикации до конца – то дело здесь не в режиме, не в социальщине, а в онтологическом статусе греховного современного бытия, выражением, квинтэссенцией которого является современная поэзия.

Приведем высказывание отца Стефана Красовицкого о литературной ситуации последнего времени: «…поэтический мусор, конечно, не мог бы распространиться с такой быстротой на всю поверхность художественного моря, не воцарись подобный же хаос (со своими подделками) на всей территории исчезнувшей в нем России, так что речь идет теперь уже не о поэзии, но вообще о Homo Sapiens. И потому стоящая впереди задача – одновременно и поэтическая, и политическая: не сопрягать свою жизнь и свои воззрения с движением видимых шестерней, не сцепленных уже ни с какой реальностью, но путем отталкивания создавать новый этнос, глядя на окружающее так, как свойственно было белому миссионеру в Африке смотреть на танцы голых, избирающих своего царька, который будет потом за водку продавать в рабство своих подданных».

Творчество Красовицкого – кульминация мифа, поворот, который он почувствовал намного раньше других. Это, по сути, творчество жизни. Из поэзии он ушел в религиозную жизнь – и унес в нее свою поэзию.

Звезда любого искушенья,

Звезда любого нападенья,

Отрава вод твоих, Звезда,

Звезда унынья и сомненья,

Звезда усталого боренья

Да не коснется никогда.

Но лучше будешь видеть прямо

Трех юношей у Авраама,

Трех ангелов, как Три Лица,

И будешь думать, что немного

Ты унаследовал у Бога

И не погибнешь до конца.

Так стал писать Красовицкий после своего преображения. После отказа от такой поэзии, которую сам Красовицкий связывает с понятием «самовыражения», десятки версификаторов принялись писать «под Красовицкого»…

К сожалению, творчество Красовицкого не введено толком в литературный оборот. О Красовицком так писал критик Владислав Кулаков: «Без Красовицкого нельзя говорить не только о группе Черткова, но и вообще о всей неофициальной поэзии. Собственно, с Красовицкого-то она и началась по-настоящему. Он первым заговорил в полный голос на языке свободного искусства, восстанавливая прерванную традицию. Общеэстетически его поэзия повлияла на всех поэтов, искавших выхода из советского культурного пространства, стремившихся к освобождению от государственного искусства. Поэзия Красовицкого – главный художественный итог группы Черткова» (Владислав Кулаков. Поэзия как факт. – М., 1999).

Когда я побывал в гостях у поэта в начале 2000-х годов и осторожно спросил его, уверен ли он, что в ряде публикаций под его именем стоят чужие стихи, он сказал, что для каждого поэта характерна своя звуковая решетка – расстояние между одинаковыми звуками в стихе. Он сам так писал об этом: «…мне приходилось вываривать в кислоте моллюсков, после чего остается нерастворимый известковый остаток решетчатой формы – радула, который мы фотографировали под микроскопом. Эта решетка очень красива и у каждого вида моллюсков оригинальна. У каждого поэта также есть своя неповторимая радула, всегда различимая опытным взглядом – например, при определении подделок. Эта радула, вероятнее всего, образуется расстояниями между звуками – даже не расстоянием самих звуков (каждый звук имеет свое расстояние), а именно расстоянием между звуками. ...мне пришлось восстанавливать свою радулу (во многом благодаря возвращению к Христианской Религии) и уничтожить почти все написанное в конце 50-х годов. Но и случайно оставшегося (в спутанных архивах самиздата) оказалось достаточно для появления (без моего ведома) публикаций (часто искаженных), а также пародий и подделок» (Станислав Красовицкий. Стихи. – М., 2006).

В поздних стихах Красовицкого можно обнаружить ту лирику, которую принято называть «духовной» – и о которой у большинства современных читателей могло составиться по случайным образцам превратное впечатление. Традиция этих стихов широкому читателю малознакома, как малознакома допушкинская поэзия, к которой обратились Станислав Красовицкий и Валентин Хромов еще в конце 50-х годов прошлого века.

Мне приходилось писать о соотношении поэзии и религии (как раз с привлечением примера творчества Красовицкого я говорил об этом на конференции по самиздату в 2006 году в Вене, но тема эта слишком сложна, чтобы касаться ее здесь походя. Знаем ли мы духовную поэзию, скажем, Жуковского, которая не переиздавалась с ХIХ века? Красовицкий очень любил Жуковского. Вне контекста традиции духовной лирики всякий разговор будет невежественным, потому дадим лучше место стихам:

Кто того от века ждал,

Кто не удивился? –

Бог сначала мир создал,

Сам потом родился.

Перед Ним звезда текла

От Высот Востока

И сердца волхвов зажгла

Верою глубоко.

И искать они пошли

Не царя земного –

Там, где жили пастухи,

В яслях БЫЛО СЛОВО.

Новая поэзия Красовицкого тяготеет к простоте и минимализму – и если продолжить его же сравнение структуры поэтического текста с устройством моллюска, то можно предположить, что «радула» поэта связана со свойствами его душевной организации: так же как и жемчуг, вырабатываемый моллюском, связан с перламутровыми переливами стенок его раковины. Отдельные стихи поэта – как жемчужины: но как они являются на свет, из какого моря растут стихи – остается для нас загадкой. Сам же Красовицкий на вопрос о своем отношении к Ахматовой отвечает: «…мы с ней из разных водоемов…»

Поэт скончался на 90-м году жизни. Прекратилось биться сердце неукротимого человека, но поэзия его останется – как ранняя, на которой выросло целое поколение авторов самиздата, так и поздняя, полная христианских мотивов. В 1965 году он написал:

Нам, слабым людям, неспроста

Дано знамение Креста,

Но чтоб переступить могилу

Господь дает и мощь и силу.

Не нами властвует мгновенье,

Мы не причастны сатане.

Мы здесь на Острове Спасенья

С Христом и Богом в вышине.

Христос пришел из Галилеи,

Родна Спасителю она;

А в наших северных селеньях

Гармония повторена.

С одним венцом Твоим

терновым

По дну морскому дай пройти

И словно войско фараона

Мое безумье поглоти.

Душа томимая тоскою

Да будет ввек потрясена

И над твоею головою

Святая дверь отворена.

Сейчас встает вопрос об архиве поэта, о возможности научного исследования его творчества – и помещения такого архива в Российский государственный архив литературы и искусства для полноценного изучения его наследия. Желающие лучше познакомиться с мировоззрением поэта и его статьями об искусстве могут сделать это благодаря прижизненному изданию – книге «Катастрофа в раю», изданной в 2011 году «Русским Гулливером».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Вспомнить все, чтобы забыть

Вспомнить все, чтобы забыть

Александр Винничук

Есть ли способ посмотреть на процесс сознания со стороны и приклеить к нему ярлык «Я»

0
1466
О школьных исторических знаниях россиян

О школьных исторических знаниях россиян

Память современного общества горизонтальна, а не вертикальна

0
5428
Как всех людей обеспечить крыльям

Как всех людей обеспечить крыльям

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

110 лет со дня рождения поэта и прозаика Вадима Шефнера

0
5837
Руководство к бездействию

Руководство к бездействию

Сергей Белорусец

Стихотворные игры с поварешкой, термосом и восторженным брюнетом

0
3806

Другие новости