Легендарный, яркий и загадочный Станислав Красовицкий. Фото из архива Юрия Нечипоренко |
Приведем два из самых известных стихотворений Красовицкого того времени:
А летят по небу гуси да
кричат,
в красном небе гуси дикие
кричат,
сами розовые, красные до пят.
А одна не гусыня –
белоснежный сад.
А внизу, сшибая гоп на галоп,
бьется Игорева рать прямо
в лоб.
Сами розовые, красные до пят,
бьются Игоревы войски
да кричат:
«У татраков оторвать
да поймать.
Тртацких девок целоком
полонять.
Тртачки розовые, красные
до пят,
а тртацкая царица –
белоснежный сад».
Дорогой ты мой
Ивашка-дурачок,
я еще с ума не спятил,
но молчок.
Я пишу тебе сдалека, дорогой,
и скажу тебе, что мир сейчас
другой.
Я сижу порой на выставке
один,
с древнерусския пишу стихи
картин.
А в окошке от Москвы
до Костромы
все меняется, меняемся и мы.
Все краснеет, кровавеет
все подряд.
Но еще в душе белеет
белоснежный сад.
И второе:
Отражаясь в собственном
ботинке,
я стою на грани тротуара.
Дождь.
Моя нога в суглинке,
как царица черная Тамара.
Зонтик раскрывается
гранатой.
Вырастает водородный гриб.
В пар душа –
(как тяжела утрата).
В грязь кольцо –
должно быть, я погиб.
Но как странно –
там, где я все меньше,
где тускнеет черная слюда,
видеть самого себя умершим
в собственном ботинке иногда.
Стихи Красовицкого знала и ценила Анна Ахматова, за них она включила его первым в список из десятка поэтов. Виктор Кривулин в статье «У истоков независимой культуры» свидетельствует: «Весной 1960 года Анна Ахматова говорила о небывалом расцвете поэзии, сравнимом, пожалуй, лишь с началом нашего века. «Я могу назвать, – это ее подлинные слова, – по крайней мере десять поэтов молодого поколения, не уступающих высокой пробе «серебряного века». Вот их имена: Станислав Красовицкий, Валентин Хромов, Генрих Сапгир и Игорь Холин в Москве, а в Ленинграде – Михаил Еремин, Владимир Уфлянд, Александр Кушнер, Глеб Горбовский, Евгений Рейн и Анатолий Найман…»
В начале 60-х годов Красовицкий отказался от своих стихов, сжег их – и попросил сделать то же самое своих знакомых, у которых стихи хранились в списках. Станислав Красовицкий стал священником Русской православной церкви (Зарубежной), отцом Стефаном. Он был рукоположен в Нью-Йорке, жил в Англии, служил во Франции, имел приход на Валааме.
Мне довелось побывать у него в Пушкине, где был оборудован храм на чердаке (к сожалению, дом этот, где поэт вырастил шестерых детей, сгорел вместе с библиотекой). В последние годы поэт проживал в Дивееве и в Подмосковье.
Красовицкий не смог изъять свои стихи из самиздата: самиздат жил своей жизнью и отомстил Красовицкому, распространив под его именем чужие стихи (в России было издано обширное собрание самиздата – «Антология новейшей русской поэзии у Голубой Лагуны» Кузьминского и Ковалева, где большая часть стихов, приписываемых Красовицкому, насколько я знаю, не принадлежит его перу).
В самиздате каждый следующий «издатель» (переписчик) мог оказаться и редактором, и автором (эта передача поэзии от человека к человеку напоминает историю переписывания античных текстов монахами Средневековья).
Ахматова, стихи которой тоже распространялись в самиздате, с недоверием и подозрением относилась к самиздату, как профессиональный, давно печатавшийся поэт – к самодельщине. Однако самиздат оказался прямой дорогой к столу той же Ахматовой, к столам редакторов западных радиостанций – а значит, и к славе.
Анатолий Найман, бывший секретарем Ахматовой и ставший позже другом Красовицкого, оставил интересное свидетельство о соотношении поэзии Ахматовой, Бродского и Красовицкого. Он обозначает Красовицкого инициалами К.С. и пишет:
«В его стихах хлебниковское пожирание словаря, направленное на быстрейшее достижение нужного слова, cошлось с пленительной неозабоченностью ничем Кузмина и оккультно-эзотерическим холодком обэриутов – это если очень приблизительно и неуклюже то, как он писал, характеризовать. Ахматова, помимо поэзии, это история литературы, одна из главных ее линий, тогда как Анненский – вне. Бродский – целый букет линий, почему о нем так легко и азартно пишут; К.С. – вне. Потому что у поэзии нет истории. В принципе и К.С. можно вставить внутрь, но отделив скорлупки от ядрышек и написав диссертацию о скорлупках.
Бродский говорил, что за полтора часа разговора с К.С., последовавшего после предварительного чтения доброй сотни рукописей его стихотворений, которые тогда ходили по рукам, он «все понял», усвоил и превзошел. Думаю, что не все. Бродский, безусловно, повысил уровень поэзии для читателей званых, но никак не для избранных. У него есть стихи первоклассные, и он поэт первоклассный, лучше хороших и не хуже лучших, и, как он постоянно настаивал, он в самом деле поэт языка – но К.С. поэт поэзии».
Заметим, что сам отец Стефан отрицал разговор с Бродским: он помнил лишь мимолетную встречу, когда Бродский заходил к Галине Андреевой (именно у нее дома собиралась группа Черткова) и они пересеклись в дверях. «Он меня пожирал глазами» – так охарактеризовал эту встречу Красовицкий.
Стратегия Красовицкого является традиционной в русской культуре. Сжигали свои тексты Пушкин, Гоголь, Булгаков... Красовицкий стал носителем мощного мифа. Я считаю, что это сожжение стихов самиздата является определенным поворотом в истории русской культуры ХХ века. Красовицкий почувствовал то, что поэзия замещает религию, что она становится даже и товаром, и оружием, – а он хотел святости и чистоты, пользы («вредные стихи», потому и сжег – так он говорил). Красовицкий мог почувствовать, что делают из его поэзии, как она используется в самиздате. Он был враг режима, но из тех врагов, которые не борются, а не замечают. Если додумать мысль об отказе от публикации до конца – то дело здесь не в режиме, не в социальщине, а в онтологическом статусе греховного современного бытия, выражением, квинтэссенцией которого является современная поэзия.
Приведем высказывание отца Стефана Красовицкого о литературной ситуации последнего времени: «…поэтический мусор, конечно, не мог бы распространиться с такой быстротой на всю поверхность художественного моря, не воцарись подобный же хаос (со своими подделками) на всей территории исчезнувшей в нем России, так что речь идет теперь уже не о поэзии, но вообще о Homo Sapiens. И потому стоящая впереди задача – одновременно и поэтическая, и политическая: не сопрягать свою жизнь и свои воззрения с движением видимых шестерней, не сцепленных уже ни с какой реальностью, но путем отталкивания создавать новый этнос, глядя на окружающее так, как свойственно было белому миссионеру в Африке смотреть на танцы голых, избирающих своего царька, который будет потом за водку продавать в рабство своих подданных».
Творчество Красовицкого – кульминация мифа, поворот, который он почувствовал намного раньше других. Это, по сути, творчество жизни. Из поэзии он ушел в религиозную жизнь – и унес в нее свою поэзию.
Звезда любого искушенья,
Звезда любого нападенья,
Отрава вод твоих, Звезда,
Звезда унынья и сомненья,
Звезда усталого боренья
Да не коснется никогда.
Но лучше будешь видеть прямо
Трех юношей у Авраама,
Трех ангелов, как Три Лица,
И будешь думать, что немного
Ты унаследовал у Бога
И не погибнешь до конца.
Так стал писать Красовицкий после своего преображения. После отказа от такой поэзии, которую сам Красовицкий связывает с понятием «самовыражения», десятки версификаторов принялись писать «под Красовицкого»…
К сожалению, творчество Красовицкого не введено толком в литературный оборот. О Красовицком так писал критик Владислав Кулаков: «Без Красовицкого нельзя говорить не только о группе Черткова, но и вообще о всей неофициальной поэзии. Собственно, с Красовицкого-то она и началась по-настоящему. Он первым заговорил в полный голос на языке свободного искусства, восстанавливая прерванную традицию. Общеэстетически его поэзия повлияла на всех поэтов, искавших выхода из советского культурного пространства, стремившихся к освобождению от государственного искусства. Поэзия Красовицкого – главный художественный итог группы Черткова» (Владислав Кулаков. Поэзия как факт. – М., 1999).
Когда я побывал в гостях у поэта в начале 2000-х годов и осторожно спросил его, уверен ли он, что в ряде публикаций под его именем стоят чужие стихи, он сказал, что для каждого поэта характерна своя звуковая решетка – расстояние между одинаковыми звуками в стихе. Он сам так писал об этом: «…мне приходилось вываривать в кислоте моллюсков, после чего остается нерастворимый известковый остаток решетчатой формы – радула, который мы фотографировали под микроскопом. Эта решетка очень красива и у каждого вида моллюсков оригинальна. У каждого поэта также есть своя неповторимая радула, всегда различимая опытным взглядом – например, при определении подделок. Эта радула, вероятнее всего, образуется расстояниями между звуками – даже не расстоянием самих звуков (каждый звук имеет свое расстояние), а именно расстоянием между звуками. ...мне пришлось восстанавливать свою радулу (во многом благодаря возвращению к Христианской Религии) и уничтожить почти все написанное в конце 50-х годов. Но и случайно оставшегося (в спутанных архивах самиздата) оказалось достаточно для появления (без моего ведома) публикаций (часто искаженных), а также пародий и подделок» (Станислав Красовицкий. Стихи. – М., 2006).
В поздних стихах Красовицкого можно обнаружить ту лирику, которую принято называть «духовной» – и о которой у большинства современных читателей могло составиться по случайным образцам превратное впечатление. Традиция этих стихов широкому читателю малознакома, как малознакома допушкинская поэзия, к которой обратились Станислав Красовицкий и Валентин Хромов еще в конце 50-х годов прошлого века.
Мне приходилось писать о соотношении поэзии и религии (как раз с привлечением примера творчества Красовицкого я говорил об этом на конференции по самиздату в 2006 году в Вене, но тема эта слишком сложна, чтобы касаться ее здесь походя. Знаем ли мы духовную поэзию, скажем, Жуковского, которая не переиздавалась с ХIХ века? Красовицкий очень любил Жуковского. Вне контекста традиции духовной лирики всякий разговор будет невежественным, потому дадим лучше место стихам:
Кто того от века ждал,
Кто не удивился? –
Бог сначала мир создал,
Сам потом родился.
Перед Ним звезда текла
От Высот Востока
И сердца волхвов зажгла
Верою глубоко.
И искать они пошли
Не царя земного –
Там, где жили пастухи,
В яслях БЫЛО СЛОВО.
Новая поэзия Красовицкого тяготеет к простоте и минимализму – и если продолжить его же сравнение структуры поэтического текста с устройством моллюска, то можно предположить, что «радула» поэта связана со свойствами его душевной организации: так же как и жемчуг, вырабатываемый моллюском, связан с перламутровыми переливами стенок его раковины. Отдельные стихи поэта – как жемчужины: но как они являются на свет, из какого моря растут стихи – остается для нас загадкой. Сам же Красовицкий на вопрос о своем отношении к Ахматовой отвечает: «…мы с ней из разных водоемов…»
Поэт скончался на 90-м году жизни. Прекратилось биться сердце неукротимого человека, но поэзия его останется – как ранняя, на которой выросло целое поколение авторов самиздата, так и поздняя, полная христианских мотивов. В 1965 году он написал:
Нам, слабым людям, неспроста
Дано знамение Креста,
Но чтоб переступить могилу
Господь дает и мощь и силу.
Не нами властвует мгновенье,
Мы не причастны сатане.
Мы здесь на Острове Спасенья
С Христом и Богом в вышине.
Христос пришел из Галилеи,
Родна Спасителю она;
А в наших северных селеньях
Гармония повторена.
С одним венцом Твоим
терновым
По дну морскому дай пройти
И словно войско фараона
Мое безумье поглоти.
Душа томимая тоскою
Да будет ввек потрясена
И над твоею головою
Святая дверь отворена.
Сейчас встает вопрос об архиве поэта, о возможности научного исследования его творчества – и помещения такого архива в Российский государственный архив литературы и искусства для полноценного изучения его наследия. Желающие лучше познакомиться с мировоззрением поэта и его статьями об искусстве могут сделать это благодаря прижизненному изданию – книге «Катастрофа в раю», изданной в 2011 году «Русским Гулливером».
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать