Выставка «Жили-были: школа русской сказки» поражает атмосферностью. Фото автора
В исторических подземельях Центра современного тискусства Винзавод сейчас проходит атмосферная выставка «Жили-были: школа русской сказки», куратором которой выступила искусствовед Софья Багдасарова. По замыслу организаторов, проект представляет классические русские сказки в новом осмыслении – актуальном жанре тотальной инсталляции, где объединены работы современных художников и знаковых иллюстраторов. В основе сюжета выставки – известная присказка: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Эта народная мудрость стала основой концепции пространства, которое буквально превратили в школу волшебства. По одну сторону расположены просторные кабинеты «классов» с названиями школьных предметов «Физика», «Химия», «Биология» и т.д., а по другую сторону – «Лес», «Темная пещера», «Морское царство», «Терем» и другие сказочные места. Всего в экспозиции 15 тематических зон.
Еще при входе гостей встречает скульптура петуха на шесте, по сути, являющегося проводником по выставке, указывающим путь из зала в зал. Спустившись по крутой лестнице, в прямом смысле в подземелье, видишь обычные витрины с манекенами в одежде сказочных персонажей, картины, целый набор расшитых ободков. Однако первым визуальным потрясением становится лес, который является обязательной частью маршрута многих сказок. Здесь глаза ухающей совы светятся красным цветом, а по обе стороны тропинки стоят мухоморы и деревья выше человеческого роста, проход перекрывают березовые дубинки, свисающие с потолка. «Мифологизация природы, свойственная архаическому мировосприятию, сохранилась в народных сказках, поэтому лес в них живет по своим законам...» – рассказывается в предваряющем пространство тексте. Подземелье оформлено в сиреневом цвете, здесь лежат камни, висит сундук, представлены макеты, иллюстрирующие повесть Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», и даже огромный трон Кощея Бессмертного. Довольно любопытная таблица висит в одном из «классов», она иллюстрирует эволюцию магических заклинаний в детской литературе и разделена на три колонки: собственно «Заклинание», «Назначение» и указание книги, в которой оно используется. Например, «снип-снап-снурре» используют для начала волшебства в «Снежной королеве» Евгения Шварца. В некоторых залах выложены старые предметы игр и детского досуга, а иногда встречаются и такие экспонаты, как кот Баюн эпохи киберпанка, сделанный Михаилом Рединым. Каждый зал – словно декорация фильма, будь то зал с царевной-лягушкой, кикиморой, шишигой, неолитическим криком и другими персонажами; зал с подводным миром, для которого специально привезли гусли, снимавшиеся в кинофильме «Марья-искусница». Есть и зал-сад с молодильными яблочками и колодцем с говорящей щукой.
На выставке представлены работы художников: Ульяны Подкорытовой, Анатолия Akue, ХО ГУЙ, Вадима Михайлова, Натальи Менякиной, Василия Кармазина и др. Они соседствуют с произведениями иллюстраторов-классиков: Ивана Билибина, Георгия Нарбута, Николая Кочергина, Евгения Мигунова, художников кино и мастеров массовой культуры.
В экспозиции представлены документальные и игровые видеофрагменты, художественные инсталляции, в том числе иммерсивные и световые, арт-объекты и другие артефакты. «Наша задача – и заставить посетителя задуматься, провести определенную душевную и интеллектуальную работу, и, конечно, получить эстетическое удовольствие», – отметила Багдасарова. Выставка открыта до 31 марта.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать