Поэт и священник Станислав Красовицкий. Кадр из видеозаписи творческого вечера Красовицкого. 2017
Ушел из жизни выдающийся поэт Станислав Красовицкий. «Стась», как любовно называли его близкие друзья. «Стась Красовицкий! / Сними на секунду свою поповскую ризу – / Ты наш любимый Гоголь шестидесятых / Стихотворец – расстрига», – обращается к нему Михаил Гробман.
Его влияние на развитие поэзии ХХ века связано с неофициальной русской поэзией и самиздатом. В 50-х годах ХХ века в России возник ряд поэтических кружков, которые во многом определили дальнейшее развитие поэзии. Первым кружком в Москве считают группу Черткова, позже появилась группа «Лианозово». Станислав Красовицкий из круга Черткова является, по определению ряда критиков, самой яркой и одновременно самой загадочной фигурой. Общение между кружками Москвы и Питера происходило во многом благодаря самиздату – стихи перепечатывали на машинке и передавали из рук в руки, как драгоценные послания, все это позже стали называть неофициальной поэзией.
Стихи Красовицкого знала и ценила Анна Ахматова, за них она включила его первым в список из десятка поэтов. Он действительно был и поэтом, и священником, в постсоветское время пытавшимся связать воедино религию и культуру: задача, чего говорить, трудновыполнимая.
Красовицкий прожил долгую жизнь. Родившись в декабре 1935-го, он ушел на 90-м году своей жизни. Его судьба показывает, как непросто человеку творчества внутри церковной ограды, как трудно совместить вектор поэзии и вектор веры. Он жил в разрывах, но внутри оставался цельным. Цельным и свободным.
Подробнее о жизни и творчестве Станислава Красовицкого читайте в ближайших номерах «НГ-EL»
комментарии(0)