0
642
Газета Печатная версия

25.12.2024 21:34:00

Ипполит 1.0

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

Тэги: литература, итоги, венедикт ерофеев, искусственный интеллект, лермонтов, бахыт кенжеев


48-9-3480.jpg
Искусственный интеллект все активнее
вторгается в литературную жизнь. 
Фото Марианны Власовой
Ежегодно в конце декабря редакция «НГ-EL» подводит литературные итоги – радостные и не очень, отмечает важные события в книжном мире, новые тенденции.

Уходящий год был богат на фестивали. В Москве состоялись Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№26, Московская международная книжная ярмарка (ММКЯ), Международный фестиваль славянской поэзии «Поющие письмена», литературный фестиваль «Проксима Центавра», Всероссийский фестиваль «Покровский собор», конвент «Басткон». Волошинский фестиваль после Крыма, Татарстана и Калининградской области добрался до Дагестана. Прошли музыкально-литературный фестиваль «Любовь моя, Россия!» памяти поэта Виктора Бокова в Калужской области, Гумилевский фестиваль в Бежецке, литературный фестиваль «Арт-пикник. Проект: ПОЭТ» в Подмосковье, вторая Международная книжная ярмарка «Китап-байрам» («Книжный праздник») в Уфе. Вторая Международная научно-практическая конференция Российского союза профессиональных литераторов (РСПЛ) состоялась в электронном формате. Впервые были организованы Сеславинские чтения к 60-летию библиофила, председателя совета Национального союза библиофилов (НСБ) Михаила Сеславинского и краевой форум активистов литературного движения «Слово Сибири». В Шотландии на Международном фестивале Eurasian Creative Week писатель из России Виктор Слипенчук за английское издание сборника романов и повестей «Zinziver» («Зинзивер») получил премию Hertfordshire Press Award. Хотелось бы выделить и уютный, почти домашний яблочно-книжный фестиваль в Коломне. Его формат вмещает такие, казалось бы, совершенно противоположные сферы, как литература, садоводство, искусство, музыка, театр и гастрономия. К фестивалю вышла книга «Венедикт Ерофеев: Коломна и не только», изданная при поддержке музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и другие». Точкой отсчета сборника стала Коломна и пребывание в ней Венедикта Ерофеева: части «До Коломны», «Коломна» и «После Коломны». Большинство материалов и редких фотографий, сканы рукописей опубликованы, как уверяют издатели, впервые.

Еще одной тенденцией стал рост экранизаций произведений отечественных авторов, в том числе русской классики и сказок. И это не только нашумевшие «Слово пацана», «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание». В этом году доля фильмов, снятых по различным литературным произведениям, равна 4% от общего числа картин в прокате. Интерес не спадает, так что есть вероятность, что через 3–4 года процент увеличится минимум вдвое. Отечественная киноиндустрия находится в постоянном поиске контента, способного стать основой для сценариев. Поэтому появляются такие конкурсы, как проект «Дальневосточное кино» в рамках форума «Российская креативная неделя». Однако самым популярным и простым для продюсеров остается принцип «есть успешная книга – будет успешный фильм». Помимо упомянутого «Мастера и Маргариты» это «Онегин», «Летучий корабль» по мотивам русской народной сказки в литературной обработке Александра Афанасьева, «Загадай любовь» по книге Аси Лавринович. К 90-летию Кира Булычева вышли блокбастер «Сто лет тому вперед» по одноименному роману, телесериал «Очевидное невероятное» по мотивам рассказов о городе Великий Гусляр и «Мама» – вторая часть проекта «Хронос» по разным произведениям писателя. «Домовенка Кузю» по мотивам сказок Татьяны Александровой приберегли к кануну Нового года.

В 2024-м одной из главных тем года стал ИИ – искусственный интеллект, который все активнее внедряется (или вторгается) в нашу жизнь. На уровне государственных программ и спецпроектов он стал использоваться в медицине, дизайне, общественной жизни. Не остались в стороне и люди книги – писатели и издатели. Тема ИИ стала одной из ключевых на ярмарке non/fiction№26. В ее рамках состоялись презентация «Цифровое будущее книжных магазинов: как искусственный интеллект помогает выбирать книги», круглый стол «В ожидании Годо: писатель и искусственный интеллект. Угрозы или возможности?», международная сессия «Перевод нон-фикшн литературы с использованием искусственного интеллекта», презентация книжных новинок, посвященных ИИ.

Все больше писателей приобщается к нейросетям. В уходящем году вышел целый сборник рассказов, написанных людьми в соавторстве с ИИ, – под названием «Механическое вмешательство. 15 рассказов, написанных вместе с Алисой на YandexGPT: Рассказы». В нем приняли участие 16 авторов (Татьяна Толстая, Анна Матвеева, Шамиль Идиатуллин, Алексей Сальников, Яна Вагнер и другие). В предисловии Ксении Буржской оптимистично замечено: «…Я далека от мысли, что технология убьет профессии, заменит людей или вообще будет чем-то им угрожать. Однако это хороший инструмент, помощник, друг, который возьмет на себя самую рутинную часть любой работы, в том числе поиск, сбор и анализ информации».

48-9-6480.jpg
На каждом столе обязательны яблоки,
особенно если речь идет о яблочно-книжном
фестивале в Коломне. 
Фото Марианны Власовой
Однако это не первая ласточка. Конечно, раньше всех были ученые… Но вторыми, идущими за ними вслед, оказались писатели-фантасты: книга Ольги Усковой «Этюды черни» вышла еще в 2023 году. Произведение написано с использованием нейросети «Ипполит 1.0», названной в честь персонажа телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром» и с успехом демонстрировавшееся уже в сентябре 2024 года на Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур. ИИ «натаскивали» на том, что перерисовывали героев советской народной новогодней комедии в образах голливудских героев. Аннотируются «Этюды черни» так: «В этом фантастическом мире в результате безобразного теракта погибли все Президенты стран G7. И героям, российским нейронщикам, пришлось создать Искусственного Президента для урегулирования международных отношений в осиротевших странах... Клоны Президентов, ожившие легенды зороастрийцев, военная практика Искусственного Интеллекта... Все это и еще очень многое задает в авторской истории ритм современности и предлагает человечеству ответ на вопрос: «Что дальше?» Рисовать мир будущего и помогал своей создательнице Ольге Усковой «Ипполит 1.0». На убедительность этих проекций обратили внимание учредители Премии Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) «Час Быка», названной в честь произведения писателя и ученого Ивана Ефремова и вручаемой за лучшее социально ориентированное произведение. В апреле на конференции по вопросам фантастики «Роскон» в ряду других литературных наград эту премию вручили книге, на обложке которой кроме имени – Ольга Ускова – указано, что произведение написано «вместе с искусственным интеллектом». «Книга частично посвящена социальным изменениям, но в большей степени она описывает изменения общества и политики, происходящие в настоящее время, – объяснил выбор зампред ФНПР Александр Шершуков. – В ней есть фантастические элементы, которые не всегда являются фантастическими, как не являются фантастическими искусственный интеллект или смена политических лидеров, зачастую проходящая в жестокой силовой форме. Ольга Ускова известную формулу Маяковского «…это было с бойцами, или страной, или в сердце моем…» из поэмы «Хорошо» поставила на современную технологическую основу». Ранее эту награду получали фантасты России Александр Громов, Олег Дивов, Алексей Калугин, Вячеслав Рыбаков и другие. По сути, писатели впервые признали искусственный интеллект равным себе и даже достойным литературной награды… Возможно, со временем ИИ потеснит литераторов (научился же компьютер обыгрывать человека в шахматы), а место читателей-людей займут «нейрочитатели». Но надеемся, такого не случится. А если и случится, то в далеком-далеком будущем. В любом случае шуточные гипотезы о 10 000 обезьянах за пишущими машинками (в современном варианте – ИИ), которые рано или поздно напишут «Войну и мир», пока так и останутся шуточными гипотезами, и наших классиков и большинства современников это не коснется.

Кстати, классиков и современников, у которых были юбилеи и круглые даты, вспоминают каждый год. Неюбиляров, конечно, помнят тоже: юбилей – лишь повод. 210-летие со дня рождения Михаила Лермонтова отметили выставками, бумажными и электронными книгами, фильмами и тестами. На портале «Культура. РФ» появился спецпроект с произведениями поэта, документальным фильмом о нем и тестом на знание его стихотворений. В библиотеках и музеях страны открывались выставки – например, совместный выставочный проект «Смело верь тому, что вечно…» Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» и Государственного центрального музея кино «о жизни» лермонтовских произведений в кинематографе. Трехсерийный выставочный проект «Лермонтов. Места силы» объединил Пятигорск, Тарханы и Москву – ключевые для Михаила Юрьевича географические и культурные места. Увидело свет расширенное и дополненное переиздание монографии лермонтоведа Валентины Малаховой «Городишко. Комментарий к повести М.Ю. Лермонтова «Тамань». Главархив в виртуальном музее «Москва – с заботой об истории» разместил новое электронное издание «Лермонтов и Москва». В «НГ-EL» регулярно печатались исследования, статьи, интервью, репортажи на лермонтовскую тему. И даже посвященные поэту стихи Виктора Коллегорского: «И никнет парус одинокий,/ Как лебединое крыло…»

Конечно, не забыты и другие. В 2024-м исполнилось 255 лет со дня рождения Ивана Крылова, 225 – со дня рождения Александра Пушкина, 175 – со дня рождения Всеволода Крестовского, 145 – Павла Бажова, 140 – Евгения Замятина, 130 – Исаака Бабеля, 125 – Владимира Набокова, Юрия Олеши и Андрея Платонова, 105 – Александра Володина, 100 – Булата Окуджавы, Владимира Солоухина, Юлии Друниной, 95 лет со дня рождения Василия Шукшина, 90 – со дня рождения Олега Куваева. А еще вспомнили тех, кто был нашими наставниками, коллегами, друзьями, близкими людьми: исполнилось 90 лет со дня рождения ученого и писателя Кира Булычева, 75-лет со дня рождения поэтов Татьяны Бек и Александра Щуплова, 60 – со дня рождения поэта Александра Анашкина. Круглые даты отметили здравствующие современники: 85-летние прозаик Валерий Попов и поэт и переводчик Вячеслав Куприянов, 70-летний прозаик, сценарист, эссеист Андрей Бычков, 65-летний поэт Всеволод Емелин, 60-летние прозаик и литературовед Евгений Водолазкин и прозаик и драматург Николай Железняк. Юбилеи случались не только у авторов, но и у их произведений. 180 лет со дня начала работы над романом «Бедные люди» Достоевского, 165-летие издания гончаровского «Обломова», 120-летие первой постановки «Вишневого сада» Чехова. Прошло 70 лет с появления первого издания сказочной повести Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». 60 лет назад состоялся процесс над Иосифом Бродским по обвинению в тунеядстве. И даже такие нерадостные даты – тоже часть истории и литературы.

48-9-5480.jpg
Listik: Елена Семёнова, она же Лена Листик,
на церемонии вручения премии «НГ»
«Нонконформизм-2016». Лена умела
радоваться жизни, которая оказалась
такой короткой.  Фото Валерии Буровой
Как и утраты. Большим горем для редакции «НГ-EL» стал уход из жизни нашей коллеги, поэтессы Елены Семёновой, которую многие знали как Лену Листик. Ей было всего 48… Мы уже не раз вспоминали Лену (см. «НГ-EL» от 18.01.24, 25.01.24, 22.08.24, 05.12.24). Среди самых заметных литературных потерь года – смерть поэта Бахыта Кенжеева. В 1970-е вместе с Алексеем Цветковым, Александром Сопровским, Сергеем Гандлевским он основал поэтическую группу «Московское время». В 1982-м переехал в Канаду, потом в США, но связь с родиной не прервалась. Кенжеев регулярно приезжал в Россию, где остались его друзья и читатели, выходили книги. И продолжал писать о родине, о Москве: «Киноархив мой, открывшийся в кои-то/ веки, – трещи, не стихай./ Я ль не поклонник того целлулоида,/ ломкого, словно сухарь.// Я ли под утро от Внукова к Соколу/ в бледной, сухой синеве.../ Я ль не любитель кино одинокого,/ как повелось на Москве…» Были и другие потери. Умер преподаватель Литературного института, литературовед Владимир Смирнов. Большинство сотрудников «НГ-EL» когда-то учились у него. Не стало главного редактора журнала «Нева», поэтессы Натальи Гранцевой (настоящая фамилия Милях). Скончалась писатель-фантаст, поэтесса, актриса, искусствовед, режиссер и художник Аэлита Фон Дубаева. Ушел из жизни поэт, прозаик, переводчик, эссеист, литературный критик, литературовед, друг редакции «НГ-EL» Виктор Широков. Умерли переводчик русской литературы на арабский, литературный редактор Абдулла Мухаммед Хассан Хаба и журналист, писатель, переводчик Василий Соловьев-Спасский. Не стало поэта и переводчика Владимира Микушевича, поэта Аркадия Штыпеля, прозаика и художницы Валерии Нарбиковой, патриарха бардовской песни, поэта Дмитрия Сухарева (настоящая фамилия Сахаров). Умер Алексей Костанян, он был главным редактором издательств «Вагриус» и «ПРОЗАиК». Помним, читаем, будем помнить и читать.

А литературная жизнь продолжается. Каждый год мы подводим итоги книжного года, выбирая лучшие издания. Следуя традиции, объявляем «самых-самых».

Лауреаты-2024 по версии «НГ-EL»:

Номинация «Проза»: Евгений Константинов. Записки рыболова (Мемуары и байки под ушицу) (М.: ИП Секачев В.Ю.)

Номинация «Поэзия»: Макс Батурин. Гений офигений (М.: Выргород)

Номинация «Non-fiction»: Алексей Иванов. Речфлот: История речного флота Российской империи и Советского Союза (М.: Альпина нон-фикшн)

Номинация «Концепции»: Андрей Бычков. Антропологическое письмо: Курс лекций и семинаров с выпускниками Московской школы нового кино и Литературных курсов им. А.П. и М.А. Чеховых, Москва, студия doku_meta, 2021–2022 гг. (СПб.: Алетейя) n

Худлит

1. Анна Аликевич. Греческие. – М.: Формаслов

2. Макс Батурин. Гений офигений. – М.: Выргород

3. Родион Белецкий. Чужой ребенок. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной

4. Марина Бородицкая. Не забудь сказать спасибо: Лоскутная проза и не только. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной

5. Надежда Горлова. Ведьма из Марьино: Сборник рассказов. – Гуаякиль: Зеленая фея

6. Владимир Д. Дьяченко. Дневник унтер-офицера: Роман. Александр Пушкин. Капитанская дочка: Повесть. – М.: Ассоциация «Русское литературное общество»

7. Николай Железняк. Град на крови: Роман-апокалипсис. – М.: Вече

8. Сергей Каратов. Лирический орнамент / Стихотворения. – М.: Вест-Консалтинг

9. Александр Климов-Южин. Условное название. – М.: Б.С.Г. – Пресс

10. Алексей Колчев. Тринадцать / четырнадцать / – М.: Культурная инициатива

11. Евгений Константинов. Записки рыболова (Мемуары и байки под ушицу). – М.: ИП Секачев В.Ю.

12. Сергей Конышев. Счастливая сколопендра: Роман. – М.: Интернациональный союз писателей

13. Андрей Коровин. Кузнечики счастья: Книга любви. – М.: Русский Гулливер; Центр современной литературы

14. Игорь Куницын. Рыба-Сон. – М.: Стеклограф

15. Вадим Месяц. Поклонение невесомости: Избранные стихотворения. – Екатеринбург– М.: Кабинетный ученый

16. Мне легко с тобой: Рассказы. – М.: Волчок

17. Алексей Небыков. Черный хлеб дорóг. Русский хтонический рассказ. – М.: Вече

18. Валерий Попов. Выдумщик. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной

19. Алексей Радов. Не себе: Роман. – М.: Б.С.Г. – Пресс

20. Роман Сенчин. Девяностые: Повести, рассказы. – М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной

21. Сулейман Стальский. Ленин не умер. Стихотворение. – СПб.: Красный матрос

22. Юрий Угольников. Заячий бог: Сборник стихотворений. – ​М.: Стеклограф

23. Данил Файзов. Поиграй да отдай. – М.: Стеклограф

24. Аурен Хабичев. Пойди, напугай бабушку: Роман. – М.: Глагол

25. Андрей Чемоданов. Чемоданов: Стихотворения. – М.: Литкупаж

Non-fiction

1. Александра Баркова. Мифология Толкина. От эльфов и хоббитов до Нуменора и Ока Саурона. – М.: МИФ

2. Наталья Борисенко. Пушкинская марка: Филателистическая летопись. – М.: Литературный институт имени А.М. Горького

3. «Будем надеяться на все лучшее...»: Из эпистолярного наследия Д.С. Лихачева: 1938–1999. – М.: Новое литературное обозрение

4. Евгений Бунимович. Время других: Книга про поэтов. – М.: Новое литературное обозрение

5. Андрей Бычков. Антропологическое письмо. Курс лекций и семинаров с выпускниками Московской школы нового кино и Литературных курсов им. А.П. и М.А. Чеховых, Москва, студия doku_meta, 2021–2022 гг. – СПб.: Алетейя

6. Вардван Варжапетян. Путники слова. – М.: Издательский дом «Зебра Е»

7. Александр Васькин. Писатели в столице: Окуджава и Чуковский, Солженицын и Твардовский, Трифонов и Казаков, Шпаликов и Михалков. – М.: Этерна

8. Максим Винарский. Мертвый лев: Посмертная биография Дарвина и его идей. – М.: Альпина нон-фикшн

9. Михаил Гундарин, Евгений Попов. Василий Макарович. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной

10. Алексей Иванов. Речфлот: История речного флота Российской империи и Советского Союза. – М.: Альпина нон-фикшн

11. Наталья Ключарева. Лермонтов. Трудный подросток русской литературы. – М.: Настя и Никита

12. Борис Колымагин. Русская классика в зеркале андеграунда. – М.: Виртуальная галерея

13. Юрий Кувалдин. Жизнь на материке литературы: Книга воспоминаний. – М.: Книжный сад

14. Наталия Лебина. Хрущевка: советское и несоветское в пространстве повседневности. – М.: Новое литературное обозрение

15. Павел Нефёдов. Гастроли и трофеи. Выставки Москвы. XX век. – М.: Бослен

16. Олег Нехаев. Астафьев: Праведник из Овсянки. – М.: Молодая гвардия

17. Елена Первушина. Мосты Петербурга. В прошлом, настоящем и будущем. – М.: Центрполиграф

18. Елена Погорелая. Владислав Дворжецкий. Чужой человек. ­– М.: Молодая гвардия (ЖЗЛ)

19. Про наводнение в Ленинграде 23 сентября 1924 года. – СПб.: Красный матрос

20. Евгений Сидоров. Осколки души и памяти. – М.: Русский ПЕН-центр

21. Алексей Смирнов. Прутковиада +. – М.: Новый хронограф

22. Мария Степанова. «Меня Москва душила в объятьях…» Адреса Владимира Маяковского. – М.: Бослен

23. Александр Хорт. Первая русская юмористка: Жизнь и творчество Тэффи. – М.: Б.С.Г.-Пресс

24. Наталья Шаинян. Психея: Фотолетопись жизни Марины Цветаевой. – М.: Бослен

25. Андрей Щербак-Жуков. Мой Кир Булычев, мой Рэй Брэдбери и другие мои писатели. – М.: Интернациональный союз писателей


Читайте также


Бумажный носитель. Классика от Михаила Васильевича Ломоносова

Бумажный носитель. Классика от Михаила Васильевича Ломоносова

Андрей Ваганов

0
1685
2. Русскую классику и сказки экранизируют все чаще

2. Русскую классику и сказки экранизируют все чаще

Кто остается в выигрыше – кинобизнес или издательства?

0
1680
3. Нейросети потеснили писателей

3. Нейросети потеснили писателей

Роман, написанный в соавторстве с искусственным интеллектом, впервые получил литературную награду

0
1692
4. В год 210-летия со дня рождения Лермонтова его вспоминали как лирика, художника и военного

4. В год 210-летия со дня рождения Лермонтова его вспоминали как лирика, художника и военного

Важную дату отметили выставками, бумажными и электронными книгами, фильмами и стихами

0
1636

Другие новости