0
177
Газета Печатная версия

18.12.2024 20:30:00

Эффект ложной памяти

Толкин сплетает единый эпос, отразив и перемешав легенды народов, о которых мы уже забываем

Тэги: филология, мифы, толкин, хоббиты


филология, мифы, толкин, хоббиты Мир «Властелина колец» не вымышленный, а вполне земной. Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля». 2003

Книгу «Мифология Толкина» отличает от большинства трудов серии «Мифы от и до» очевидная особенность. Это мир богов, героев, духов и легенд цивилизации, которой никогда не было. Встает вопрос, насколько вообще может быть назван научным с точки зрения истории и мифологии подобный опыт. Все же Древний Египет или античная Греция существовали, пусть даже реконструкция этих миров неоднократно оспаривалась и осуществлялась заново, а недостающие фрагменты порой восстанавливались наугад. Однако есть и довод в пользу эксперимента: хотя мир преданий профессора Толкина вымышленный, он не только жив в ролевой и литературной традиции, но вдобавок порождает из себя все новые произведения, существует «сейчас». Не только как объект литературоведения, но и как феномен культурной жизни и бытовых практик.

Ряд древних культур являются мертвыми и лишь опосредованно, как опыт истории, могут влиять на настоящее. Другие же древние традиции, скажем Древний Китай, до сих пор имеют продолжение, они не реликт, а существующая система, хотя и видоизмененная и приспособленная к современному мышлению. Порождение «религии» Толкина стоит где-то между этими двумя типами культур. Не может умереть то, чего никогда не было! С другой стороны, ролевое движение сродни местному культу, чтобы не сказать сектантству. Оно распространилось в ряде стран, имеет лидеров (проводников) и рапсодов (жрецов), последователей (адептов) и «немного верующих», то есть профанную, «массовую» аудиторию. Мы уже вправе отделить литературное наследие самого писателя-языковеда от всего того огромного комплекса ритуалов и представлений, которые родились из его источника в силу общественной потребности, а не по воле автора. Это «делегирование полномочий» и позволяет рассматривать созданную писателем мифологию как реально существующий пантеон, у которого теперь есть паства, но только она находится, по иронии, не в пятом тысячелетии до нашей эры, а здесь, сейчас.

Александра Баркова – российский фольклорист, исследователь буддизма, верований древних славян и европейского эпоса – не в первый раз обращается к наследию Толкина, последовательницей которого называет себя вот уже на протяжении 30 лет. Многолетний опыт научных исследований, связанных с ним, учитывая багаж Барковой в области древних литератур и европейской традиции, позволяют ученой делать смелые выводы в области, сравнительно недавно расцветшей у нас в России. Можно назвать ее первопроходцем, хотя, конечно же, сама идея исследовать фольклор, языки, моральный кодекс и наследие вымышленной вселенной может показаться абсурдной: «В наше время фэнтези перестало быть стилем, став именно жанром современной литературы. И место Толкина в этом жанре до сих пор неясно. С одной стороны, Профессора называют основоположником фэнтези, с другой, противопоставляют его массе фэнтезийной литературы. Причина нам хорошо ясна: действие «Властелина колец» разворачивается не в вымышленном мире, это мир земной, материально ощутимый, хотя и художественно переработанный. В отличие от довольно предсказуемого «мифологического фэнтези», где культурная основа отчетливо видна, у Толкина она всегда переработана, что и создает эффект ложной памяти…»

47-15-12250.jpg
Александра Баркова. Мифология
Толкина. От эльфов и хоббитов
до Нуменора и Ока Саурона.– М.:
МИФ, 2024. – 352 c.
(Мифы от и до).
Труд Барковой состоит из четырех частей, и претендует на энциклопедизм. В первых главах она рассказывает о личности Толкина, или Профессора, как его называют, рисуя его как полиглота, визионера, изобретателя, не только ученого, педагога и писателя, но почти мистагога (жреца), открывавшего интуитивно глубины вековых тайн. Это был лидер и первопроходец, человек с мощным и многогранным умом. Патриот родной Англии, писатель создал свой мир как отражение реальной географической карты известных ему мест. В грубом смысле ни астрономия Профессора, ни география, ни пантеон, ни этносы не являются чистым вымыслом, а некоей контаминацией существовавшего и художественного. Но над тем, как именно и в каких пропорциях это было сделано, бьются ученые, рождая своего рода новую науку, даже несколько ответвлений наук. Здесь Баркова выступает как одна из этой когорты, и порой ее выводы могут показаться спорными или малообоснованными. Например, убежденный рассказ об Уффингтонской белой лошади (геоглиф) вызывает сильные сомнения, ведь сложно вообразить, чтобы кто-то взял на себя организованный труд веками, начиная от эпохи бронзы (!), поддерживать этот уникальный памятник – изображение, формируемое местной растительностью.

Однако сопоставления Барковой истоков мира Толкина со скандинавскими, финскими, ирландскими и даже античным мотивами вызывают большой интерес. Поразительно, как общеевропейское наследие через эпос («Старшая Эдда», «Песнь о Роланде», «Сказания о короле Артуре и круглом столе», «Беовульф» и др.) влияет на сюжетное устройство и «функции» героев во «Властелине колец», «Сильмариллионе» и других сказаниях писателя, собранных сыном автора после его ухода. Создается впечатление, что Толкин сплетает некий единый синкретический эпос, отразив и перемешав легенды и сказания народов, о которых мы уже забываем. А благодаря Александре Барковой мы не только глубже узнаем Толкина, но ощущаем потребность обратиться к прекрасным произведениям древности, открыть эту сокровищницу и вспомнить, какими были народы, жившие на земле до нас. Как они любили, молились, путешествовали и развивали науку, воевали и расширяли свои владения. Фольклорист становится своего рода культуртрегером в отношении прошлых цивилизаций, и пусть мир Толкина вымышлен, но многим он позволил открыть реально существовавшую историю – кто знает, может, и свою собственную.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Воланд, Мастер и Кощей Бессмертный

Воланд, Мастер и Кощей Бессмертный

Юрий Юдин

Слова в булгаковской Москве сильнее, чем деньги

0
11258
И перебили всех мужчин

И перебили всех мужчин

Геннадий Гутман

Амазонки в легендах, мифах и не только

0
5563

Другие новости