0
93
Газета Печатная версия

27.11.2024 20:30:00

Подполье, оккупация, война

Почему повесть Константина Симонова «Софья Леонидовна» так и не издали при его жизни

Тэги: константин симонов, семья, война, оренбург


44-15-13250.jpg
Константин Симонов, Алексей
Симонов. Софья Леонидовна.
Оренбургский след: Повесть,
эссе.– Оренбург:
Оренбургское книжное изд-во
им. Г.П. Донковцева,
2024. – 240 с.
«Софья Леонидовна» – повесть, написанная Константином Симоновым, но не изданная при его жизни. Лишь в 1985-м стараниями литературоведа Лазаря Лазарева ее опубликовало издательство «Советский писатель». Это повесть о войне и о «незаурядном человеке в заурядном обличье провинциального врача», немолодой подпольщице в оккупированном Смоленске, завоевавшей доверие у немцев дворянским происхождением: ей позволили возглавлять отделение в госпитале.

Софья Леонидовна – так звали любимую тетю Константина Симонова, сестру его матери. Человека, судьба которого никак не могла стать основой одноименной повести: в 1934 году она стала «административно высланной» из Ленинграда в Оренбург, где вскоре начала работать учителем немецкого языка в школе, а в сентябре 1937-го ее арестовали по подозрению в принадлежности к контрреволюционной фашистской организации и через месяц с небольшим расстреляли.

И тем не менее связь между реальной Софьей Леонидовной и литературным героем самая что ни на есть непосредственная: вторая многое переняла от первой – ее облик, характер, привычки…

«Женщина, которую она должна была звать тетей Соней, была такого же, как и она сама, маленького роста, но только очень широкая в кости, плотная, даже круглая. У нее были почти совершенно седые, с редкими черными островками волосы, зачесанные на косой пробор, широкий лоб с крупными морщинами, сильное простое крестьянское лицо с большим, неуклюжим носом картошкой и маленькими, глубоко спрятанными под седыми лохматыми мужскими бровями внимательными глазами. Похоже, что у этой немолодой, почти старой женщины был несговорчивый и неуживчивый характер, от нее веяло силой и прямотой». Такой видит главную героиню повести Софью Леонидовну Высотскую вторая главная героиня, Маша, – радистка, присланная из Москвы. Она поселилась у Высотской под видом племянницы Нины. И позже стала свидетелем того, как гестапо арестовало тетю Соню.

В рассказах, повестях, романах не принято писать, кто стал прообразом того или иного героя. С кого писался образ Высотской, я узнал из книги «Софья Леонидовна. Оренбургский след». На обложке два имени: Константин Симонов и Алексей Симонов. Отец и сын.

Имя Константина Симонова хорошо известно старшему поколению. Прозаик, одним из первых написавший честные книги о войне. А еще поэт, драматург, киносценарист, общественный деятель, журналист и военный корреспондент. Алексей Симонов – кинорежиссер, писатель, публицист. Он составил эту книгу, определив жанр как «путешествие сына по страницам литературного наследия отца». Включил в нее фрагменты из произведений Константина Симонова, воспоминаний отца о родственниках и – целиком – повесть «Софья Леонидовна», а также собственные заметки и воспоминания. Главы названы историями, их в книге 11, и одна из них, самая большая, – повесть. Это ее второе пришествие к читателям.

Книга прежде всего рассказывает о судьбах. Мать Константина Симонова и ее сестры принадлежали к роду Оболенских, одной из самых древних и родовитых дворянских фамилий. Разумеется, после революции это стало отягчающим обстоятельством. Для тех Оболенских, кто не уехал за границу. Сестры Людмила, Дарья, Софья и Александра – мать Константина Симонова (его настоящее имя Кирилл) – остались в России. Дарью, которая была тайной монашкой, и Людмилу, успевшую стать к тому времени матерью троих детей, вместе с двумя младшими детьми сослали в Оренбург в 1934-м, одновременно с Софьей. После убийства Кирова Ленинград, колыбель революции, очищали от социально чуждых элементов. Дарья тоже была арестована в 1937-м, но в отличие от Софьи ее не расстреляли. Она умерла в 1940-м в тюрьме. Людмилу арест миновал, хотя она оставалась в Оренбурге до 1985 года. Их брат Николай эмигрировал из России и в 1921-м осел во Франции. Его жизнь и жизнь его сына, тоже Николая, сложилась вполне удачно, хотя и не без драматических событий.

Представляя любимую тетю в образе Высотской, Константин Симонов не только отдавал дань памяти хорошему человеку. Он не без оснований считал, что если бы жизнь реальной Софьи Леонидовны сложилась иначе и она оказалась бы в оккупированном Смоленске, то повела себя так же, как Высотская. Несмотря на все притеснения, испытанные от советской власти. То, что мы узнаем из многих фактов, содержащихся в книге, дает основание верить в это.

Судьба книг непроста. Порой книга созвучна времени, порой звучит диссонансом. Частенько бывает, что она равнодушна ко времени. Или время равнодушно к книге. «Софья Леонидовна. Оренбургский след» в ладу со временем, хотя рассказывает о событиях конца XIX и первой половины XX века. Рассказ о непростых судьбах был и остается актуальным в любую пору, особенно если он связан с жизнью реальных людей, которые, несмотря ни на что, смогли сохранить доброе имя.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
3167
У нас

У нас

0
3128
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
3315
Гори, мой хариус, сияй

Гори, мой хариус, сияй

Владимир Буев

«Ночи Кабирии» и вечер поэта Алексея Дьячкова

0
2757

Другие новости