|
Денис Осокин. Уключина.
– М.: Альпина нон-фикшн, 2024. – 432 с. ISBN 978-5-00223-040-2
Сборник избранной и новой прозы Дениса Осокина – автора книг «Барышни тополя», «Овсянки», «Небесные жены луговых мари», «Огородные пугала с ноября по март», сценариста фильмов «Шошо», «Ю. Река. Яха», «Овсянки», «Ангелы революции» и других, лауреата литературных премий и кинопремий. Текстам Осокина присущи особая пунктуация и расположение на странице и отсутствие заглавных букв: «однажды я был на отчетном концерте в музыкальной школе в самом начале лета, второго что ли июня. у меня здесь никто не учится, у меня нет детей и мне их не требуется, но вход был свободным для всех горожан. я сидел на стульчике в седьмом ряду среди воздушных шариков с гелием, привязанных к подлокотникам, а на сцене за спинами детей в костюмчиках красовалась огромная картонная лира. я готов был разрыдаться от всего сразу. а уключина превратилась в заглавную букву А и давай летать по залу и подпевать тоненьким голосом и мне махать».
Джон Барт. Торговец дурманом / Пер. с англ. Алексея Смирнова.
– М.: Выргород, 2025. – 976 с. ISBN 978-5-905623-37-0
Впервые на русском, как указано в аннотации, роман американского постмодерниста, одного из основоположников школы черного юмора Джона Барта (1930–2024). Действие «Торговца дурманом» (1960) разворачивается в конце XVII века – первые десятилетия освоения Северной Америки британскими колонистами, а под дурманом имеется в виду табак, плантациями которого должен управлять главный герой – незадачливый молодой поэт Эбенезер Кук. Хотя слово «дурман» понимается и метафизически – как иллюзорные представления о мире. Кук «прибывает в прославленный Новый Свет попытать счастья в торговле табаком, но вместо ухоженного Эдема в его обычном описании колониальной американской прессой – страны благородных дикарей, честных торговцев, цивилизованных плантаторов и их благонравных спутниц на прекрасных плантациях – обнаруживает, что прибрежный Мэриленд – место варварское и зловонное. От индейцев разит медвежьим жиром; колонисты – пьяное, скандальное, безграмотное жулье, гостеприимству которого не следует доверять; их женщины распутны, суды продажны», – говорится в авторском предисловии.
Про наводнение в Ленинграде 23 сентября 1924 года / Авт.-сост. А. Дмитриева и М. Сапего при участии Н. Багровой.
– СПб.: Красный матрос, 2024. – 552 с. (Про...)
«Альбом-исследование» – так обозначили жанр своего детища Алина Дмитриева и Михаил Сапего. Издание посвящено наводнению 23 сентября 1924 года в Ленинграде. Проект зародился еще в 2001-м, авторы-составители «постарались держаться основной линии прежних «красноматросских» проектов, а именно: темы Человека и природы его (то рефлексивных, то осознанных, то сумасбродных) поступков и решений. О Человеке, «у бездны на краю» брошенном стихией в пучину ею же «предложенных обстоятельств», цена выхода из которых заранее ни для кого не определена: героизм или трусость, жертвенность или бесчестие, жизнь или смерть, наконец». Издание проиллюстрировано архивными фото, планами и т.д.
Андрей Максимов. Мария Монтессори: Дорога победительницы: В одиннадцати действиях с прологом и эпилогом.
– М.: Молодая гвардия, 2024. – 272 с. (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 2030).
Продолжение серии биографий великих педагогов прошлого (ранее вышли книги о Песталоцци и Януше Корчаке) за авторством телеведущего и писателя Андрея Максимова. Основанная на идее свободного воспитания педагогическая система итальянского врача и педагога Марии Монтессори (1870–1952), трижды номинированной на Нобелевскую премию мира, носит имя своей создательницы и широко используется в школах разных стран. «Любовь – что такое? – размышляет Максимов. – Это когда пришедшая в твою жизнь женщина эту самую жизнь переворачивает. Именно такое произошло со мной, едва я узнал Марию Монтессори. Надеюсь, то же произойдет и с вами, дорогие читатели».
Бертран Рассел / Власть: новый социальный анализ / Пер. с англ. Д. Кралечкина.
– М.: Издательство Института Гайдара, 2024. – 328 с. ISBN 978-5-93255-677-1
По мнению британского философа, логика, математика, лауреата Нобелевской премии по литературе Бертрана Рассела (1872–1970), главной целью человека и самым важным побудительным мотивом развития общества является власть. «Каждый человек хотел бы, будь это возможным, быть Богом; и некоторым по-настоящему сложно согласиться с тем, что нечто невозможно». В трактате «Власть: новый социальный анализ» (1938) Рассел рассматривает «Формы власти», «Власть над мнением» (названия глав) и другие аспекты. В предисловии доктор философских наук Александр Павлов отмечает, что «книга Рассела, сколь бы публицистичной она ни казалась, вполне себе является трактатом по политической философии, и за счет ее анализа мы могли бы более объемно рассмотреть проблемы власти в социально-политической философии ХХ столетия, а может быть, и XXI».